Нестандартный педсовет в школе сценарий

Сценарий педагогического совета в форме деловой игры

«Диагноз: неуспеваемость. Причины неуспеваемости и пути преодоления»

Цель: выявить основные причины неуспеваемости школьников и определить меры профилактики, пути и способы решения этой проблемы.

Ход педсовета:

  1. Зам. директора по УВР : 

Хочу рассказать вам одну притчу.

Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину.

— В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло — зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь…

Другой волк представляет добро — мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность…

Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:

— А какой волк в конце побеждает?

Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:

— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

Коллеги, задумывались ли вы о причинах неуспеваемости школьников внашей школе? О мерах по предупреждению этой неуспеваемости и способах решения этой проблемы? Каковы вообще признаки неуспешного ученика? 

Учителя называют признаки, а ведущий записывает их на доске в левый столбик.

Перед вами характерные признаки неуспевающего ученика. Назовите антитезы критериев неуспеваемости (например: успешный – неуспешный, умный – глупый).

Учителя называют признаки, а ведущий записывает их на доске в столбик на крайней правой стороне доски (центральная часть остается свободной).

Например:

Ленивый                                                                                                    Трудолюбивый

Рассеянный                                                                                                Собранный

Безответственный                                                                                     Ответственный

В нашей школе стоит проблема работы с неуспевающими учениками. Если судить по кадровому составу, можно сказать, что все наши педагоги являются высококвалифицированными специалистами, имеющими значительный педагогический стаж. Тем не менее, остро стоит вопрос “неуспеваемости” школьников. Поэтому сегодня мы поговорим с вами о  причинах  неуспеваемости и поищем способы ее преодоления, а также что нужно сделать чтобы ленивый стал трудолюбивым, а рассеянный – собранным.

Итак, сегодняшний педсовет мы назовём «Диагноз: неуспеваемость. Причины неуспеваемости и пути преодоления»

Цель: выявить основные причины неуспеваемости школьников и определить меры профилактики, пути и способы решения этой проблемы.

Работу нашего педсовета предлагаю провести в форме деловой игры.

2. Работа творческих групп: 

А) Ведущий делит всех присутствующих на 4 группы по 5-6 человек. Задание: Напишите (каждый) на листочке фамилии учеников, которых вы считаете неуспевающими по своему предмету и определите в группе, есть ли совпадение фамилий учащихся. Подчеркните те фамилии, которые встречаются неоднократно. (5 минут) 

Б) Ведущий предлагает рассмотреть причины и следствия неуспеваемости школьников, поработав в группах, и ставит на стол каждой группы по табличке: “Диагностика”, “Терапия”, “Профилактика”, “Оптимисты”. Каждая группа получает карточку с заданием, памятку, ватман, маркер и рассматривает данную им проблему в соответствии с названием своей группы. (15 минут) 

Группа “Диагностика”. 

1. Дайте определение диагнозу «неуспеваемость».

2. Назовите основные причины неуспеваемости школьников, заполнив данную вам таблицу. Опирайтесь в данной работе на фамилии тех учащихся, которые были выявлены на первом этапе работы.

Причины неуспеваемости:

Внутренние по отношению к школьнику

Внешние по отношению к школьнику

Недостатки биологического развития:

Недостатки психического развития личности:

Недостатки воспитанности личности:

Недостатки образования личности:

Недостатки опыта влияний школы:

Недостатки влияния внешкольной среды:

Группа “Терапия”. 

1. Какие виды помощи в обучении на разных этапах урока можно предложить неуспевающему ученику? Заполните таблицу, используя собственный опыт работы. Опирайтесь в данной работе на фамилии тех учащихся, которые были выявлены на первом этапе работы.

Профилактика неуспеваемости:

Этапы урока

Акценты в обучении

1. В процессе контроля за подготовленностью учащихся

2. При изложении нового материала

3. В ходе самостоятельной работы учащихся на уроке

4. При организации самостоятельной работы вне класса

2. Приведите примеры из личного опыта работы, какие методы являлись эффективным средством преодоления неуспеваемости учащихся?

Группа “Профилактика”. 

1. Каким образом можно избежать неуспеваемости  школьников?

2. Какие меры можно предпринять учителю для предупреждения неуспеваемости ученика и по формированию положительного отношения к учению? Предложите конкретные способы решения данной проблемы, используя собственный опыт работы. Опирайтесь в данной работе на фамилии тех учащихся, которые были выявлены на первом этапе работы.

Группа “Оптимисты”.

1. Какие методы стимулирования учащихся с целью предупреждения отставания и неуспеваемости являются достаточными для решения данной проблемы? Продолжите заполнение таблицы, используя собственный опыт работы. Опирайтесь в данной работе на фамилии тех учащихся, которые были выявлены на первом этапе работы.

Методы стимулирования учащихся в целях предупреждения отставания и неуспеваемости

1-я группа

Посредством содержания (содержательные)

2-я группа

Посредством организации деятельности (организационные)

3-я группа

Посредством воспитательных воздействий в плане общения, отношения, внимания (социально-психологический

1. Особый подход к освещению учебного материала, характер его преподнесения:

а) эмоционально-образный (эмоциональный, наглядно-образный, увлеченный);

б) аналитический (разъяснительный, критический, логический, проблемный);

в) деловой;

г) необычный

2.

3.

1. Целевая установка на работу, ее краткая характеристика, постановка задач

2.

3.

1. Показ достижений и  недостатков в развитии личности, проявление доверия к силам и возможностям учащихся

2.

3.

2. Предложите приемы работы с родителями неуспевающих учеников.

3. Презентация: Один из представителей каждой группы ( или несколько – по решению группы) делает презентацию по проделанной работе. (15-20 минут).

4. Обсуждение: (10 минут)

  • Рефлексия. Я не буду спрашивать, понравилась ли  Вам проведённая работа? Каждый это решит для себя лично.

5. Зам. директора по УВР: но вернемся к написанным критериям неуспешного и успешного ученика. Как ЖЕ ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ из неуспешного ученика сделать успешного. (каждая группа защищает свой ватман. В итоге на доске остаются все 4)

Например:

Безынициативный

Дать задание на определенном этапе обучения

Инициативный

Ленивый

Постоянно подбадривать на уроке, контролировать

Трудолюбивый

Теперь вернемся к составленному списку неуспевающих учеников. Составьте программу работы с каждым учеником, который является неуспевающим по вашему предмету. Анализ проведенной работы по намеченному плану должен быть рассмотрен на методических объединениях. (10 минут)

Как итог – притча.

Сидит старик у обочины и смотрит на дорогу. Видит: идет человек, а за ним еле поспевает маленький мальчик. Человек остановился, велел ребенку подать старику воды и дать кусок хлеба из запасов.

– Что ты тут делаешь, старик? – спросил прохожий.

– Жду тебя! – ответил старик. – Тебе ведь доверили этого ребенка на воспитание?

– Верно! – удивился человек.

– Так бери с собой мудрость:
Если хочешь посадить человеку дерево, посади плодовое деревцо.
Если хочешь подарить человеку лошадь, дари лучшего скакуна.
Но если доверили тебе ребенка на воспитание, то верни его крылатым.

– Как я это сделаю, старик, если сам не умею летать? – удивился человек.

– Тогда не бери мальчика на воспитание! – сказал старик и направил взор на небо.

Прошли годы.

Старик сидит на том же месте и смотрит в небо.

Видит: летит мальчик, а за ним – его учитель.

Они опустились перед стариком и поклонились ему.

– Старик, помнишь, ты велел мне вернуть мальчика крылатым. Я нашел способ… Видишь, какие выросли у него крылья! – сказал учитель гордо и с лаской обвел крылья своего воспитанника.

Но старик дотронулся до крыльев учителя, приласкал их и прошептал:

– Меня больше радуют твои перышки…

6. Подводится  итог педсовета.  (5 минут)

7. В конце педсовета каждый участник получает раздаточный материал (приложение) (2 минуты)

Примечание: Данный педсовет поможет учителям выявить основные причины неуспеваемости школьников и определить меры профилактики, пути и способы решения этой проблемы. До проведения педсовета целесообразнее провести подготовительный этап по следующему плану:

Может быть предложено следующее решение педсовета:

1. Учителям-предметникам соблюдать следующие меры для предупреждения неуспеваемости.

а. Создавать на каждом уроке ситуацию успеха для всех учеников, особенно для слабоуспевающих.

б. Повышать эффективность каждого урока.

в. Формировать познавательный интерес к учению и положительных мотивов.

г. Осуществлять индивидуальный подход к учащемуся на уроке.

2. На заседаниях МО рассмотреть вопрос о применении новых педагогических технологий обучения с целью профилактики неуспеваемости и разработать систему индивидуальных домашних заданий.

3. Разработать систему обратной связи с родителями неуспевающих учеников.

5. Поставить на контроль администрации неуспевающих учеников.

Материал для ведущего:  не забудьте в решении педсовета указать ответственных за выполнение каждого пункта и срок исполнения.

Приложение: 

Раздаточный материал.

Афоризмы.

  • «Урок — это помощь. Кому-то скорая, кому-то неотложная…»     Ильин Е.Н
  • «Если учителя просвещают своих многочисленных учеников, преподнося им всем один и тот же урок и требуя от них одинакового поведения, хотя способности их вовсе не одинаковы, то нет ничего удивительного, что среди огромной толпы детей найдется всего два или три ребенка, которые извлекают настоящую пользу из подобного преподавания». 
  • «Если  ученик становится безразличным к оценке или относится к собственной неуспешности со злобой, то за этим стоит наше педагогическое безразличие или бессилие».          Лизинский В.М.
  • «Любому профессиональному педагогу понятно, что выставление неудовлетворительной оценки должно сопровождаться целой системой мер по ее дальнейшему предотвращению».  Лизинский В.М.
  • «Учителя, рассматривающие свою работу не как искусство, науку и творчество, а как ремесло, за которое можно получить некое жалкое количество дензнаков, достаточно быстро становятся безразличными к судьбам учеников».  Лизинский В.М.

Причины неуспеваемости

Внутренние по отношению к школьнику

Внешние по отношению к школьнику

Недостатки  биологического развития:

Недостатки психического   развития   личности:

Недостатки      воспитанности личности:

Недостатки образования личности:

Недостатки      опыта влияний школы:

Недостатки    влияния внешкольной среды:

а)  дефекты органов чувств;

б)  соматическая    ослабленность;

в)  особенности    высшей нервной   деятельности, отрицательно влияющие      на учение;

г) психопатологические     отклонения

а)  слабое развитие эмоциональной сферы личности;

б)  слабое развитие воли;

в)  отсутствие положительных познавательных интересов, мотивов,     потребностей

а)  недостатки в раз витии моральных     качеств личности

б)   недостатки   в   отношениях личности к учителям, коллективу,  семье и пр.

в)   недостатки  в трудовой воспитанности

а)  пробелы в знаниях и специальных умениях;

б) пробелы в навыках учебного труда

а)   недостатки      процесса обучения, учебных пособий и пр.;

б)   недостатки   воспитательных влияний    школы    (учителей, коллектива      учащихся    и др.)

а)   недостатки    влияний      семьи;

б)   недостатки    влияний сверстников;

в)   недостатки    влияний  культурно-производственного     окружения

Профилактика неуспеваемости

Этапы урока

Акценты в обучении

1.    В процессе контроля   за       подготовленностью учащихся

Специально контролировать усвоение вопросов, обычно вызывающих у учащихся наибольшие затруднения. Тщательно   анализировать   и   систематизировать ошибки, допускаемые учениками в устных ответах, письменных работах, выявить типичные ошибки для класса и концентрировать внимание на их устранении. Контролировать  усвоение  материала  учениками, пропустившими предыдущие уроки. По окончании изучения темы или раздела, обобщать итоги усвоения основных понятий, законов, правил, умений и навыков школьников, выявлять причины отставания.

2. При изложении нового материала              

Обязательно проверять в ходе урока степень понимания учащимися основных элементов  излагаемого материала. Стимулировать вопросы со стороны учащихся при затруднениях в усвоении учебного материала. Применять средства поддержания интереса к усвоению знаний. Обеспечивать разнообразие методов обучения, позволяющих всем учащимся активно усваивать материал.

3. В ходе самостоятельной работы учащихся на уроке

Подбирать для самостоятельной работы задания по наиболее существенным, сложным и трудным разделам учебного материала, стремясь меньшим числом упражнений, но поданных в определенной системе, достичь большего эффекта.  Включать в содержание самостоятельной работы упражнения по устранению ошибок, допущенных при ответах и в письменных работах. Инструктировать о порядке выполнения работы. Стимулировать постановку вопросов к учителю при затруднениях в самостоятельной работе. Умело оказывать помощь ученикам в работе, всемерно развивать их самостоятельность. Учить умениям планировать работу, выполнять ее в должном темпе и осуществлять контроль.

4.    При организации самостоятельной работы вне класса

Обеспечить в ходе выполнения домашнего задания повторение работы   пройденного, концентрируя внимание на наиболее существенных элементах программы, вызывающих обычно наибольшие затруднения. Систематически давать домашние задания по работе над типичными ошибками. Четко инструктировать учащихся о порядке выполнения домашних работ, проверять   степень понимания этих инструкций слабоуспевающими школьниками. Согласовывать объем домашних заданий с другими учителями класса, исключая перегрузку, особенно слабоуспевающих учеников.

Методы стимулирования учащихся в целях предупреждения отставания и неуспеваемости

1-я группа

Посредством

содержания

(содержательные)

2-я группа

Посредством организации деятельности (организационные)

3-я группа

Посредством воспитательных воздействий в плане общения, отношения, внимания (социально-психологический

1. Особый подход к освещению учебного материала, характер его преподнесения:

а) эмоционально-образный (эмоциональный, наглядно-образный, увлеченный);

б)   аналитический  (разъяснительный,    критический, логический, проблемный);

в) деловой;

г) необычный

2.   Использование, показ, подчеркивание элементов, привлекательных сторон содержания:

а)   важность     отдельных частей;

б)   трудность,   сложность (простота, доступность);

в)  новизна, познавательность материала;

г)  историзм, современные достижения науки;

д)     интересные    факты, противоречия, парадоксы

3.  Задания с интересным  содержанием,       занимательными вопросами.

4.  Показ значимости знаний, умений:

а) общественной;

 б) личностной

5. Метапредметные связи

1.   Целевая  установка  на работу, ее краткая характеристика, постановка задач ( совместная с детьми работа по осмыслению и принятию цели предстоящей деятельности и постановке учебных задач). Выбор действия в соответствии с возможностью ученика.

2.  Предъявление требований к учащимся. По содержанию:   к  дисциплине,   к работе; по форме: единые и индивидуально-групповые, общие и детальные, прямые и косвенные.

3. Характер деятельности (репродуктивный, творческий.

4. Создание ситуаций различного характера: интеллектуального     (проблемная,    поисковая,     дискуссии), игрового (познавательной игры), эмоционального   (успеха, увлеченности темой).

5.  Анализ ошибок и оказание необходимой помощи

6. Контроль за деятельностью учащегося, взаимо-  и самоконтроль, оценка отношения к предмету, деловых качеств и т.д. и побуждение учащихся к подобным проявлениям

7. Четкое использование ТСО, наглядности, дидактических материалов, красочных пособий.

8. Создание на уроке ситуации успеха.

9. Учет возрастных особенностей школьников.

1.     Показ  достижений   в   развитии личности,        проявление доверия  к силам  и  возможностям учащихся. Создание ситуации успеха.

2.     Проявление   личного отношения учителя к ученику,  классу,  высказывание собственного мнения.

3.     Проявление      учителем собственных  качеств данных личности (в плане общения,   эрудиции,   отношения к предмету, деловых качеств и т.д.) и побуждение учащихся к подобным проявлениям.

4. Организация дружеских взаимоотношений в коллективе (взаимопроверка, обмен мнениями, взаимопомощь).

5. Создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества на уроке.

6. Эмоциональная речь учителя.

Применение поощрения и порицания.

Оказание помощи неуспевающему ученику на уроке

Этапы урока

Виды помощи в учении

В процессе контроля за подготовленностью учащихся

Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе с использованием интерактивных методов. Использование наглядных пособий, помогающих излагать суть явления. Стимулирование подбадриванием, похвалой.

При изложении нового материала

Применение мер поддержания интереса к усвоению темы. Более частое обращение к слабоуспевающим с вопросами, выясняющими степень понимания ими учебного материала. Привлечение их в качестве помощников при подготовке приборов, опытов и т.д. Привлечение к высказыванию предложений при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником.

В ходе самостоятельной работы на уроке

Разбивка заданий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых. Напоминание приема и способа выполнения задания. Указание на необходимость актуализировать то или иное правило. Ссылка на правила и свойства, которые необходимы для решения задач, упражнений. Инструктирование о рациональных путях выполнения   заданий, требованиях к их оформлению. Стимулирование   самостоятельных   действий   слабоуспевающих.  Более тщательный контроль за их деятельностью, оказание помощи.

При организации самостоятельной работы

Выбор для групп слабоуспевающих наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение их числа.

Более подробное объяснение последовательности выполнения задания.

Предупреждение о возможных затруднениях, использование карточек-консультаций, карточек с направляющим планом действий.

Анкета

Психологическая атмосфера в школе как одно из условий успешности обучения.

   Оцените по девятибалльной шкале показатели психологической атмосферы в нашей школе.

Дружелюбие                              9  8  7  6  5  4  3  2  1                          Враждебность

Согласие                                    9  8  7  6  5  4  3  2  1                          Несогласие   

 Удовлетворенность                 9  8  7  6  5  4  3  2  1                          Неудовлетворенность

Увлеченность                            9  8  7  6  5  4  3  2  1                          Равнодушие

Результативность                      9  8  7  6  5  4  3  2  1                         Нерезультативность   

Теплота взаимоотношений      9  8  7  6  5  4  3  2  1                         Холодность во   взаимоотношениях            

Сотрудничество                        9  8  7  6  5  4  3  2  1                         Отсутствие сотрудничества

Взаимная поддержка                9  8  7  6  5  4  3  2  1                         Недоброжелательность

 Занимательность                      9  8  7  6  5  4  3  2  1                         Скука

Успешность                               9  8  7  6  5  4  3  2  1                         Неуспешность

Нетрадиционный педсовет, где учителя действительно советуются, а не просто заседают

5 идей для увлекательного педсовета

Игры, марафоны и конкурсы способны разнообразить не только школьный урок, но и собрание педагогического коллектива. На основе рекомендаций сообщества «Больше, чем школа» собрали пять идей, которые позволят провести не только полезный, но и нескучный педсовет.

Чемпионат по решению педагогических задач

В таком формате получится обсудить любые школьные вопросы — уроки по новым ФГОСам, проблемное поведение ученика, развитие эмоционального интеллекта и т.п. Кейсы можно взять из практики, придумать самим или воспользоваться одним из готовых сборников (например, этим).

Участники делятся на небольшие команды (3-5 человек). Каждая работает над решением своей задачи. Команды формируются случайным образом (по жребию), чтобы коллеги, которые не пересекаются в обычной жизни, могли сотрудничать в рамках марафона.

Важно обозначить четкий регламент работы и затем его придерживаться: определить, сколько времени у команд есть на обсуждение задачи, презентацию своего решения, ответы на вопросы коллег. В конце можно провести голосование за лучшие педагогические решения в нескольких номинациях и выбрать те, которые показались учителям самыми эффективными/простыми в применении/нестандартными и т.п.

Педагогический хакатон

Термин «хакатон» пришел из сферы IT, дословно он означает «марафон для хакеров»: это соревнование, в котором команды за короткое время разрабатывают решение для проблемы заказчика (например, мобильное приложение или веб-сервис).

От марафона хакатон отличается тем, что если в первом случае можно решать много мелких задач и давать односложные ответы, здесь кейсы предполагают более сложное и развернутое решение. Например, на педсовете команды могут разрабатывать образовательный продукт или методические материалы.

В остальном всё так же, как в марафоне: педсостав разделяется на команды по 3-5 человек. Они готовят проект и защищают его перед другими. По итогам соревнования выбираются лучшие решения. Удобнее проводить такие педсоветы онлайн, так как настоящие хакатоны обычно длятся несколько суток.

Семинар-практикум

Отличный способ опробовать на практике любое новое/сложное/спорное педагогическое решение. Особенно, если задействовать всех преподавателей.

Заместитель директора уфимской «Новошколы» Асия Ахметова делится примером удачного семинара.

Проблема. Администрация школы подняла проблему избыточных домашних заданий. Дети и родители жаловались, что каждый учитель задает очень много работы на дом, нагрузка по разным предметам не синхронизирована, школьники приходят на уроки невыспавшимися. А педагоги считали проблему надуманной.

Решение. На педсовете провели эксперимент: взяли стандартное расписание шестого класса, разделили учителей на группы и предложили им выполнить домашние задания по всем предметам на один день. Группы справились примерно за 40 минут — но только потому, что в каждой из них были учителя-предметники: математик делал свое задание, учитель английского — свое. Сами учителя признали, что в противном случае на выполнение всех заданий у них ушло бы два-три часа. Это произвело на педагогов впечатление и убедило их поменять подход к домашнему заданию.

Настольная игра

Например, это может быть игра «Мария Ивановна теряет профессию» от проекта «Педбюро». Она создана, чтобы научить педагогов создавать интересные уроки и использовать стимулы вовлечения. У проекта есть и другие игры: «Конструктор уроков и событий», «Вовлеченные фильмом», «Триггеры». Он также регулярно проводит игры для учителей в онлайн-формате (в Zoom).

Другой вариант — устроить для педагогического состава тематический квест: это последовательность задач и головоломок с общим сюжетом, где каждое решение открывает для игроков следующую задачу. Такая игра потребует подготовки и проработанного сценария (к примеру, такого). Для квеста нужно будет подготовить печатные материалы (карту движения, подсказки) и реквизит. Работать можно в одном помещении в группах или разбиться по соседним кабинетам.

«Аукцион» педагогических идей

Эта методика подходит для коллектива, в котором много новых учителей. В ходе аукциона педагоги предлагают интересные идеи, фишки, которые они используют или хотели бы использовать на своих уроках, — это и будут «лоты». Каждый представляет свой «лот» за 2-3 минуты, после этого «аукционер» проходит по залу и собирает в специальную урну игровую «валюту» — различающиеся по цветам карточки.

Система оценки может быть разной: например, «принимаю»/«принимаю частично»/«не принимаю». Либо, если хотите сгладить результат и сделать так, чтобы никто не чувствовал себя проигравшим, можно использовать оценки «это важно для меня»/«это полезно»/«это любопытно» и т.п.

Источник


Сценарий педагогического совета в
нетрадиционной форме «Творческий педагог — творческие дети»

Добрый день, уважаемые коллеги!

Вы знаете
самую точную примету: если встретились два педагога, то обязательно начнется
педсовет? Тогда чего же ждать нам сегодня, когда собралось вместе столько
педагогов!

Я приветствую вас в творческой
гостиной на открытии кафе «
Нескучный сад». Почему сад? Надеюсь, что здесь произрастет много новых идей.
Почему нескучный? Потому что в этом зале  собрались люди  творческие,
инициативные. И очень надеюсь, что скучно нам не будет.

Итак, тема гостиной «Творческий
педагог – творческие дети» и эпиграфом для нашей встречи я выбрала такие слова:

Какие они будут, наши дети!

Ведь все это зависит лишь от нас,

И на пороге будущих столетий

Быть может, они будут лучше нас.

«Творчество».
Слово такое знакомое и всегда такое новое. В нем столько граней, столько идей,
планов и радости новых открытий. Наше время – время контрастов.  С одной
стороны, жизнь —  шаблонные действия, ритуалы и правила. Рутина заставляет
плыть по течению, действовать по пути наименьшего сопротивления — это все
подавляет стремление к творчеству. С другой стороны, наше время – время
перемен.  Оно задает высокую планку успешному человеку, это и 

·        
способность быстро анализировать ситуацию,

·        
находить нестандартные и нестереотипные способы решения проблем,

·        
умение видеть вещи в новом, необычном ракурсе, 

·        
оригинально взаимодействовать с постоянно меняющимися условиями
окружающего мира.

К решению проблем больших и малых, серьезных и не
очень необходимо подходить с разных точек зрения — творчески. И именно этому
учатся дети у нас – своих наставников. Педагог – это не просто профессия, это
образ жизни. Современный ритм жизни требует от нас непрерывного
профессионального роста. Весьма наглядной в этом отношении является притча: в
сарае стояли два плуга. Один был ржавый и некрасивый, а второй весь блестящий,
начищенный. Ржавый плуг с завистью смотрел на то, как солнце отражается на
блестящих боках соседа. Однажды он не выдержал и сказал: — Это несправедливо!
Мы с тобой одинаковые. Но ты такой красивый, весь блестишь, а я нет. Откуда у
тебя это великолепие? Должно быть равноправие! Второй плуг усмехнулся и сказал:
— Должна быть справедливость! Я с раннего утра и до позднего вечера работаю,
поэтому и блещу. Мне просто некогда ржаветь! Уверена, что и нам тоже некогда и
незачем ржаветь.

Годовой план.

Мероприятия, ответственные педагоги.

Для того чтобы наши занятия и мероприятия были
интересными, разнообразными, предлагаю вашему вниманию ..

Памятка «рецепт
приготовления хорошего занятия, мероприятия»

Возьмите дюжину
самых лучших и полновесных эмоций. Тщательно отберите только те, которые лишены
разочарований и злости.

Непременно
добавьте в каждое свое мероприятие:

• 12 порций
мудрости,

• 11 порций
терпения,

• 10 порций
храбрости,

• 9 порций
работоспособности,

• 8 порций
оптимизма,

• 7 порций
преданности своему делу,

• 6 порций
вольнодумия и свободомыслия,

• 5 порций
доброты,

• 4 порции отдыха
и заботы о здоровье,

• 3 порции юмора,

• 2 порции такта,

• 1 порцию веры в
каждого своего ученика.

Для того чтобы
придать остроты и сладости вашему мероприятию, добавьте в него ложечку хорошего
настроения, щепотку безрассудства, по вкусу развлечения, обязательно добавьте
игры и обильно посыпьте все хорошим добрым юмором. А теперь налейте любовь к
детям и взбейте все энергичными движениями, не допуская застоя. Поставьте ваше
блюдо на огонь детских сердец. Украсьте все блюдо улыбками, изюминками и
веточками радости.
Перед подачей мероприятие сервируется
спокойствием, самоотверженностью и профессионализмом.

Следуйте четко этому рецепту, в точности
соблюдая ингредиенты блюда, при подготовке каждого своего мероприятия.
Приятного вам аппетита, уважаемые коллеги! Аппетита к своему труду и
творчеству!

В современной мире почему-то существует тенденция
ударяться из крайности в крайность. Либо зацикливаться на материальных
ценностях и внешней оболочке, либо наоборот — посвящать всю себя развитию
внутреннего мира, забывая о внешнем.

Чтобы привлекать к себе  внимание детей,  достойное и
уважительное отношение родителей не надо забывать о важности внешнего облика
педагога.

Ведь, как гласит народная мудрость, «Встречают по
одежке…»

Слово предоставляется Блажен Н.А.

Разное

Подводя
итоги ….  Если вы хотите изменить вещи, начните с изменения себя. Ваш внешний
мир является отражением мира внутреннего. Вы наверняка знаете людей, чьи жизни
полны хаоса и стрессов. И разве это происходит не потому, что сами они
находятся в совершенно случайном порядке? Нам нравится думать, что изменяющиеся
обстоятельства меняют нас. На самом же деле это работает в обратном
направлении: мы должны изменить себя, чтобы изменить обстоятельства.

Игра
«Проблема на ладошке” (Шепелева Е.А.)

У каждого из нас
есть свои переживания, свои проблемы, мешающие нам в профессиональной
деятельности.

Ход игры:

— Сейчас предлагаю
каждому из вас посмотреть на свою проблему со стороны, так как будто бы вы
держите её на ладошке.

(ведущий держит на
ладошке полый  шар)

Хотите
решить проблему? Подумайте о ней. Теперь хорошенько подумайте. Теперь сядьте,
расслабьтесь и еще раз подумайте. Не получилось? Тогда вам нужно изменить свое
отношение к этой проблеме подумать, что вам мешает ее решить .У меня в руке
шар, который мы с вами будем передавать друг другу, называя при этом то
качество от которого вы бы хотели избавиться, которое не дает вам выйти из
проблемной ситуации …

— Я смотрю на этот
шар. Он круглый и небольшой. Он серый, тяжелый. Это моя проблема (личный пример:
мне порой очень трудно высказать свои мысли, мне это мешает и я хотела бы
развить в себе такое качество как красноречие).

Передавая этот шар
друг другу, сформулируйте от  каких качеств вы хотели бы избавиться , чтобы
ваша жизнь и педагогическая деятельность  обеспечивала собственное
профессиональное продвижение и развитие.

 (музыкальное
сопровождение: музыка вселенной)

(участники
поочерёдно держат на ладошке предмет, символизирующий проблему, и высказывают
своё личностное отношение к ней.)

Вы проговорили
проблему, посмотрели на нее со стороны, подержали в руках. Тяжелая? Не такая уж
и тяжелая, как нам казалось на первый взгляд.

Чтобы в новом
учебном году нам с вами ничего не мешало творить, любить детей, общаться друг с
другом позвольте мне от него избавиться. (Разбиваю шар).

Рефлексия.

“Жил мудрец,
который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав
в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках:
мертвая или живая?” А сам думает: “Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая
– выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Все в твоих руках”.

В наших руках
возможность формировать личность:

любознательную,
интересующуюся, активно познающую мир;

умеющую
учиться, способную к организации собственной деятельности;

уважающую
и принимающую ценности семьи и общества;

доброжелательную,
умеющую слушать и слышать партнёра, уважающую своё и чужое мнение;

готовую
самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки.

Современная школа все более
ориентируется на самостоятельную
педагогическую концепцию, построение
оригинальной воспитательной системы. Перед
администрацией и педколлективом стоят задачи
разработки различных проектов, оживляющих жизнь
ОУ и каждого участника образовательного
процесса. А это, в свою очередь, требует
от учителей искренней заинтересованности
в развитии уклада школы, совместных усилий,
рефлексии, выстраивания стратегии
преобразований.

Как мы пришли к идее творческого
педсовета

Для того, чтобы коллектив ОУ был
гибче, мобильнее, не терял боевого настроя и
творческого духа, можно время от времени
организовывать необычные, нестандартные
педсоветы. Мы попробовали такой провести и
теперь хотим о нем рассказать. Возможно, кому-то
из вас, дорогие коллеги, захочется повторить наш
опыт в своей школе.

Идея необычного педсовета пришла к нам
в процессе работы творческой лаборатории
педагогов «Моделирование ситуаций развития», в
которой участвует 12 человек. Она ориентирована
на деятельностный подход, теоретический
материал, относящийся к
психолого-педагогической компетентности
учителя. Мы прорабатывали его в групповой и
индивидуальной практике, проводили анализ и
моделирование ситуаций реальных трудностей
педагогов.

Пропуская «через себя» конкретные
обстоятельства, учителя выходили на новое
понимание своей педагогической деятельности,
взаимодействия со школьником, направлений
личностного роста. Словом, так или иначе, каждая
еженедельная встреча приводила к новому видению
себя («образ Я», «Я-концепция», самооценка,
жизненные ценности и пр.), к прояснению
собственной педагогической позиции во
взаимодействии с детьми.

В рефлексии участники отмечали
крепнущее ощущение уверенности (личностной,
профессиональной); «чувство группы», желание
поддержать коллегу, наработку навыков эмпатии;
возможность отрабатывать навык партнерского
взаимодействия, тренировать способность
проявлять самостоятельность и принимать себя,
открыто выражать свои чувства.

При неуверенности в собственных
действиях, педагоги обращались за поддержкой к
ведущим, друг к другу и получали ее (просто, но
трудно переоценить!). Обеспечивая участникам
лаборатории опыт открытого взаимодействия с
коллегами, повышая их уровень осознания себя и
своей педагогической позиции, выстраивая
отношения взаимного принятия и
заинтересованности общим делом, ведущие
содействовали развитию способности осознавать и
анализировать свои проблемные ситуации,
переводить их в развивающие.

Постепенно мы пришли к идее
творческого педсовета, на котором хотели
обсудить результаты работы нашей лаборатории.
Кропотливая подготовка педагогов к участию в нем
была отдельным достижением ее участников.

В процессе организации мероприятия
решилась и другая проблема внутришкольной жизни.
На этапе перехода от традиционной школы к
гимназии у нас сложилась кафедральная система
работы. На кафедрах кипела активная
деятельность, педагоги проводили самоанализ,
формулировали запросы, искали новую информацию,
повышали общий уровень компетентности членов
кафедры.

Но были и «закрытые» формы работы:
педагоги, «варившиеся» много лет в «местечковом»
опыте, значительно проиграли первым. Поэтому
администрация школы поставила задачу: прояснить
в ходе педсовета достижения всех кафедр,
обобщить накопленный материал, вынести его на
общее обсуждение.

Учителя играют

Перед педсоветом мы провели
анкетирование. Этот способ хорош для изучения
проблематики и первопричин (ведь зачастую работа
ведется только со следствием). Педагогам
предлагалось назвать:

  • цель образовательного процесса;

  • основные качества учителя;

  • значимые качества ученика.

Итоги анкетирования были таковы: семь
педагогов определили цель образовательного
процесса как развитие личности ученика,
трое – как сотрудничество с ним, формирование
у ребенка потребности в знаниях; девятнадцать
хотят научить и воспитать, дать учебные навыки и
качественное образование (как противоречиво!).

Успешного учителя наши коллеги
увидели целеустремленным, порядочным,
креативным. Современного ученика –
трудолюбивым, ответственным, воспитанным,
уважающим старших. Такой показатель как
«здоровье учителя», в том числе психологическое,
упоминается лишь однажды. Индивидуальное
развитие учащегося при сохранении его здоровья
интересует троих взрослых.

Задачи педсовета мы сформулировали
так:

  • обсудить и обобщить работу кафедр
    школы, которые выдвинули на педсовет следующие
    вопросы: права и обязанности, профессионализм и
    компетентность педагога, этика и нравственные
    нормы педагогической деятельности, ЗОЖ (здоровый
    образ жизни учителя);

  • вывести педагогов на осознание
    собственной жизненной и педагогической позиции,
    прояснение смыслов своей педагогической
    деятельности в данной школе;

  • создать условия для открытого
    личностно ориентированного общения среди
    коллег, позволяющие лучше понять себя и друг
    друга, атмосферу, формирующую чувство общности и
    сотрудничества внутри педагогического
    коллектива.

Педсовет длился шесть часов и
проводился в форме погружения. Насыщенность дня
и его событийный характер (выход из
повседневного и привычного),
эмоционально-психологическое напряжение,
вызванное открытым личностно значимым общением
и деятельностью, многократная индивидуальная и
групповая рефлексия создали условия для
погруженности всех педагогов в
эмоционально-ценностную со-бытийную общность,
родившуюся на этом мероприятии.

Каждый этап дня характеризовался
обязательными элементами:

  • открытое общение стимулировало
    проявление и осознание собственного мнения;

  • от каждого требовались
    самостоятельные действия в пространстве выбора,
    определения своей позиции и формы
    самореализации;

  • смена состава участников малых групп;

  • общий круг, групповое обсуждение в
    конце каждого этапа;

  • индивидуальная рефлексия, через
    организацию рефлексивных пауз.

Общая структура творческого педсовета
представлена в таблице.

Таблица


Структура дня педсовета

Время

Содержание
работы

9.30–9.40

Игра «Алгоритм
выбора»

9.40–11.00

Работа в малой
группе

11.00–11.20

Общий круг,
представление группами портретов современного
человека. Рефлексивная пауза 1

11.20–12.00

Творческие
мастерские

12.00–12.30

Защита проектов
творческих мастерских

12.30–12.40

Рефлексивная
пауза 2

12.40–13.10

Обед

13.10–13.30

Общий сбор,
зачитывание решений по творческим мастерским,
которые определены после общего обсуждения

13.30–14.00

Упражнение
«Джефа», дискуссия

14.00–14.20

Общее
обсуждение. Рефлексивная пауза 3

14.20–15.00

Рисунок «Мое
взаимодействие со школьником», общее
представление и обсуждение позиций

15.00–15.30

Рефлексивная
пауза 4. Общая заключительная рефлексия

Остановимся подробнее на
описании выделенных этапов дня по следующей
схеме: цель, форма и содержание, проявившиеся
феномены.

  • Начало дня. Игра «Алгоритм выбора».

Ее цель – разрушить стереотип
привычных педсоветов, внести живой элемент,
формирующий общую атмосферу дня, разделить
участников на группы (не по симпатии и признаку
«с кем чаще общаюсь», а с помощью игрового
выбора).

Технология следующая: каждому
(включая директора и администрацию) была
предложена альтернатива выбора – «Красное
или синее». Отдав предпочтение первому или
второму, нужно было поставить свою подпись на
бланке (соответственно на поле «красное» или
«синее») и в зависимости от своего решения
отправиться к следующей точке.

После четырех точек выбора участнику
называлось место сбора его команды. Важное
пояснение: на заключительной точке
распределения по малым группам должен
находиться человек-координатор, который
занимается распределением по кабинетам.

Для ясности приведем полную схему
«Алгоритма выбора». Цифры обозначают количество
педагогов, избравших ту или иную категорию (схема).

Схема

Синее –
21

Танцы со
звездами – 9

Фабрика
звезд – 12

Стиль – 4

Шарм – 5

Шляпка – 12

Зонтик – 0

Золото – 3

Серебро – 1

Солнце – 5

Луна – 0

Круг – 12

Квадрат – 0

Каблук – 0

Платформа – 0

Красное –
24

Улицы
разбитых фонарей – 15

Не родись
красивой – 9

Сабля – 6

Лук – 9

Кристиан
Диор – 6

Дольче и
Габбана – 3

Горькое – 4

Сладкое – 2

Апельсин – 0

Яблоко – 9

Кошка – 5

Собака – 1

Брюки – 3

Юбка – 0

На представленной схеме видно, что не
все с легкостью вступают в игру. Группу «Круг»,
например, не удалось «разбить» с самого начала, и
она стала самой сложной на следующем этапе.

  • Феномены данного этапа.

Здесь чрезвычайно высокими оказались
показатели ригидности, «стадного» инстинкта.
Педагоги задавали вопросы и не слышали ответов,
царила атмосфера общего невроза. Этот момент не
был долгим, но дал много информации о способах
сопротивления педколлектива. Подобные ситуации
достаточно часто возникают и на традиционных
педсоветах, которые фактически перестали быть
местом обмена мнениями, прояснения
педагогических трудностей сегодняшнего дня, а
чаще проходят в режиме объявлений, закрепления
каких-либо обязанностей.

Ситуацию одновременного общего
говорения можно сопроводить (или предворить)
музыкой, подобранной к случаю.

Через несколько минут, получив
доброжелательный психологический настрой,
основная масса включается в деятельность по
выбору. Но осталась одна группа, которая трудно
впускала «новичков», до конца предпочитая
привычное новому. Усталость (сопротивление)
сделала работу этих людей на педсовете
энергетически затратной.

Тем не менее, первый шаг педсовета
позволил сформировать интересные команды.

  • Работа в малых группах.

У нас было 5 групп по 812
участников.

Цель работы – помочь каждому
проявить себя, почувствовать свою
индивидуальность, выйти на коллективное
осмысление качеств, присущих современному
учителю.

Работа шла по нескольким направлениям:
создание атмосферы взаимопонимания и открытости
между коллегами, актуализация работы педагогов
со своим Я, поддержка процессов самопознания и
самоотношения, самоопределения и рефлексии,
организация коллективного обсуждения,
максимально учитывающего ту или иную позицию.

Форма проведения работы в этих
группах включала элементы игрового тренинга
общения (все проходило в круге, а не за партами),
дискуссию. Ее структура была такова.


1. Разминка. Каждому участнику нужно
было продолжить предложение «Здравствуйте,
сегодня Я…». После чего начиналась игра «Портрет
группы» (все выбирали вопрос и опрашивали коллег
в процессе свободного перемещения по классу,
после чего по очереди представляли портрет
группы в контексте ответов на свой вопрос).

Были использованы следующие вопросы:
«Что бы вы хотели получить в подарок?», «Любимый
актер кино, театра, эстрады?», «Куда уходит
детство?», «Ваш любимый кинофильм?», «Лучшее
качество вашего друга?», «В чем счастье?»,
«Сколько раз вы любили?», «Что бы вы сделали, если
бы вам подарили слона?» и т.п.

2. Выбор главных (нужных, значимых для
жизни) качеств современного человека.
Команда
делилась на микрогруппы по 34 человека,
каждая из которых представляла свои 10 качеств.
Затем шло коллективное осознание того, что мы под
ними понимаем, ну а после через методику
ранжирования были определены семь качеств,
значимых для всей группы.

3. Определение примерного уровня
самооценки
. Это время индивидуальной работы
участников, которая включала оценку своего
«Я-реального», «Я-идеального» по каждому
качеству, при максимальной оценке 10 баллов, их
сравнение. Взаимооценивание по тем же качествам
с той же максимальной оценкой. Определение
«Я-зеркального», через выделение средней оценки
(сложить все оценки других и разделить на
количество оценивших) по каждому качеству.
Определение самооценки, как соотношение
«Я-реального» и «Я-зеркального».

4. Коллективный рисунок, который
является визиткой команды на общем сборе после
окончания работы в малой группе. Рисунок должен
отражать портрет современного человека,
присущие ему качества и некую базу (основание), на
которой они могут быть им реализованы.

  • Феномены данного этапа.

Чувствовалось большое желание коллег
выходить на открытое общение, их стремление
проявить в нем себя, лучше узнать и понять друг
друга.

Были представлены пять следующих
моделей современного человека.

Первая группа. База:
государственная политика, социальная
защищенность, материальная независимость.
Качества: порядочность, духовность,
интеллектуальность, целеустремленность,
толерантность, коммуникативность,
стрессоустойчивость.


Вторая группа. База: здоровое
общество, умение слушать и уважать друг друга,
взаимоуважение, благоприятный микроклимат в
коллективе, личное благополучие, возможность
профессионального роста (учеба на базе гимназии
у высоких профессионалов). Качества: здоровье,
уверенность в себе, профессионализм,
порядочность, самодостаточность, гибкость, ум.


Третья группа. База:
взаимопонимание, толерантность, открытость,
доверие, взаимопомощь. Качества: здоровье,
целеустремленность, профессионализм, сила воли,
работоспособность, порядочность, ум.


Четвертая группа. База: семья и
любовь, уважение и понимание в обществе.
Качества: жизнерадостность, оптимизм,
коммуникабельность, образованность, гуманность,
профессионализм, эрудированность.


Пятая группа. База: семья,
коллектив, самосовершенствование. Качества:
порядочность, внутренняя культура, доброта,
профессионализм, стремление к здоровому образу
жизни, коммуникабельность, информированность.

После представления группами
портретов современного человека была проведена
рефлексивная пауза 1. Остановимся более подробно
на смысле и задачах, которые решали рефлексивные
паузы на педсовете.

  • Рефлексивные паузы.

Мы использовали прием незаконченного
предложения. Время проведения пауз – не более
57 минут. Каждому участнику на время работы
педсовета была дана «карта жизни», в которую он
заносил свои ответы на рефлексивных паузах. Все
они проходили по схеме: остановка – вопрос
ведущего (фраза, которую нужно закончить) –
индивидуальный ответ каждого самому себе.

Всего за день мы провели четыре
рефлексивные паузы. Варианты вопросов, которые
использовались для них в течение дня:

– Закончите предложения: «Я – это…»,
«Жизнь – это …».

– Закончите предложения: «Хочу…»,
«Могу…», «Делаю…».

– Запишите три глагола в порядке их
значимости для вас в жизни (образ – «Я собираю
чемодан», т.е. беру самое необходимое для меня в
жизни); плюсы и минусы сегодняшнего дня для меня.

Обобщенные ответы педагогов в
рефлексивных паузах будут представлены согласно
структуре мероприятия. Таким образом они отразят
атмосферу дня и продемонстрируют свою
содержательность.

  • Ответы в рефлексивной паузе 1.


Ответы «Я – это…». Более 50-ти
процентов педагогов представили в ответе образ:
солнышко, яблоко, колесо, хаос, покой, точка. На
втором месте: «Я – это Я (личность, человек)».
На третьем: «Я – это мать, жена, гражданин
(социальные роли)». Также встречались ответы:
«Я – это Мир», «Я – это Человек».


Ответы «Жизнь – это…». На
первом месте вновь были образы и различные
характеристики жизни: тайна, путь, труд, радость,
любовь, деятельность, борьба, свет и краски, чудо
и пр. На втором месте ответы согласованы с
ответами: «Я – это…», «Жизнь – это Я»,
«Жизнь – тайна, я – открытие тайны»,
«Жизнь – система координат, Я – точка в
ней». На третьем месте: «Жизнь – это мои
близкие (дочь, внук, родные и пр.)». Содержательные
ответы: «Жизнь – это возможность оставить
след на земле», «Жизнь – процесс
биологической и социальной адаптации человека в
данный период, в данной среде» и пр.


  • Творческие мастерские.

Их цель – обобщить деятельность
кафедр, создать коллективный проект работы по
возможным направлениям личностного роста
современного педагога.

В педсовете принимали участие четыре
мастерские: «Права и обязанности учителя»,
«Профессионализм и компетентность», «Этика и
нравственные нормы педагогической
деятельности», «Здоровый образ жизни педагога».
Подготовка по данным вопросам осуществлялась на
кафедре еще до проведения мероприятия, изучалась
литература. Работа осуществлялась в разных
формах, определявшихся самой группой и
координатором.

На общее обсуждение были
представлены следующие проекты:

  • Права и обязанности педагога
    отражают три сферы: свобода учителя (ее
    определяет: наше желание, самодетерминация;
    защищенность школы; то, что мы можем сами, что
    зависит от нас), права учителя, его обязанности
    перед детьми (кодекс педагогической этики),
    школой.

  • Профессионализм педагога, включающий
    профессиональную и личностную компетентность.
    Ее содержание отражено в следующих областях:

– предметной области (знание предмета,
любовь к предмету, творчество и мастерство,
постоянный поиск и самообразование и пр.);

– «Я» педагога (самопознание,
саморефлексия, внутренняя система ценностей,
жизненная позиция, самоуважение и пр.);

– взаимодействие с ребенком
(способность к открытому общению, уважение,
умение понимать и принимать его таким, каков он
есть, знание возрастных и индивидуальных
особенностей, создание условий для
индивидуальной траектории развития ученика и
пр.);

– общество (знание прав и обязанностей
педагога, понимание социального заказа общества,
умение сотрудничать с общественными
структурами, привлекать внимание к проблемам
образования и пр.).

  • Здоровый образ жизни, включает четыре
    компонента: «Моя среда» – умение ее создавать;
    «Отношения между людьми» – учиться строить и
    сохранять; «Позитивные цели и воля» –
    развивать в себе способность учиться, управлять
    собой; «Материальные средства и их правильное
    использование» – учиться их увеличивать и
    уметь использовать.

  • Этика и нравственные нормы
    педагогической деятельности выходят на такие
    понятия, как культура педагога, педагогический
    такт, внутренняя конгруэнтность,
    согласованность, непротиворечивость
    декларируемых и реализуемых ценностей и норм.
    Сферы проявления: учитель – ученик, учитель –
    учитель, учитель – родитель. Проблемы:
    снобизм, равнодушие, отсутствие гласности в
    школе.

Этот шаг педсовета выявил стили
кафедр, их преимущества и недостатки, позволил
каждому поработать в режиме собственных
возможностей и сравнить результаты. На этапе
работы в творческих мастерских наблюдалась
групповая сплоченность, а рефлексивная пауза
после этого была отмечена особо четкими
формулировками педагогов, как коллективными, так
и индивидуальными.

  • Феномены данного этапа.

В творческих мастерских собрались
люди, объединенные общими проблемами. Ригидные
абсолютно точно говорили о правах и
обязанностях. О необходимости дополнить
профессиональную компетентность личностной
ярко докладывала группа добротных
профессионалов-традиционщиков, способных
двигаться навстречу новому. Творческие
мастерские «Здоровый образ жизни» и «Этика и
нравственные нормы педагогической
деятельности» собрали профессионалов, так или
иначе тяготящихся школьными буднями. Крайне
продуктивно был проведен мозговой штурм в
многочисленной группе ЗОЖ.

Результаты творческих мастерских были
представлены на общем сборе, обобщены и
проанализированы впоследствии администрацией
гимназии.

  • Ответы в рефлексивной паузе 2


«Хочу…», «Могу…», «Делаю…».
Практически все ответы свидетельствуют о
достаточно глубокой рефлексии себя, своей
жизненной и профессиональной позиции. Более чем
в 50% ответов данные глаголы связаны между собой.
Варианты ответов: «Хочу жить, могу меняться,
делаю это», «Могу дарить радость, делаю это по
мере возможности», «Хочу в школе активности,
завершенности, общности. Могу написать план,
следовать ему, приглашать коллег присоединяться.
Делаю – выделяю ”горячие точки“, совершаю
героические усилия по предотвращению худшего,
которые не всегда подхватывают остальные», «Хочу
уйти, могу это сделать, но не сделаю» и т.д.


  • Упражнение «Джефа».

Цель – создать условия для
осознания педагогами своей жизненной и
профессиональной позиции (при желании
проанализировать соотношение своего мнения с
суждениями коллег), позволяющие выйти на
открытое, живое общение друг с другом.

В упражнении участвовали все.

Его правила: ведущий озвучивает для
группы вопрос или утверждение и предлагает
ответить на него, заняв место в одной из трех
локаций: «Да», «Нет» и «Может быть». Они
обозначены соответствующими табличками. После
этого ведущий просит участников каждой группы
пояснить мотивы своего выбора, позиции.

Говорят лишь желающие, (обычно не более
3-х 5-ти человек от группы). Во время
выступления одного участника остальные
присутствующие не могут перебивать его своими
замечаниями, спорить. Высказываясь, педагоги не
оспаривают противоположную точку зрения, а лишь
обосновывают свой выбор. Во время прояснения
позиций каждый имеет право перейти из группы в
группу, если захочет.

Вопросы, использованные для
самоопределения:

– Счастье – это любимая работа?
– Быть свободным легко?
– Лучше воспитать хорошего человека, чем
хорошего специалиста?
– Любить детей опасно?
– Главная задача учителя – выполнять
социальный заказ общества?
– Хороший педагог всегда сильная личность?
– Учителю бессмысленно и бесполезно ждать
благодарности от детей?

Вопросы в конце упражнения:

– Понравилось ли это упражнение, если
«да», то чем?
– Были ли заданы вопросы, над которыми вы раньше
не задумывались?
– Были ли вопросы, которые вас смущали?
– Что вы чувствовали по отношению к людям,
занимающим позицию, противоположную вашей?
– Что вы чувствовали по отношению к группе, если
выступали против нее в одиночку?

  • Феномены данного этапа.

Форма замечательна своей
эффективностью, несомненным плюсом является
возможность сделать выбор «ногами». Учитель, в
основном, работает «голосом», и именно этот
момент связан с профессиональной деформацией
педагогов. Общность совместного передвижения
(позиционирование собственного мнения) –
гораздо более сильное впечатление для данной
аудитории, чем говорение.

Кроме того, на этом этапе сказывалась
усталость и затяжные споры были неуместны. Порой
почти все, в едином порыве, занимали позицию «да».
Глядя на смельчаков напротив («нет»), рождалась
уверенность, что позиция меньшинства
заслуживает внимания и уважения.

Плюсом является то, что небольшое
время, потраченное на упражнение, «рождает»
глубокое удовлетворение, т.к. здесь все были
самостоятельны и индивидуальны, и сообщает
ощущение целостности опыта. Начали с «Алгоритма
выбора», внутренний диалог был одного
содержания; прошли небольшой путь – и
родилось ощущение диалога иного качества.
Безупречна сама форма упражнения. Обеспечен
выбор, и его нетрудно сделать без посторонней
помощи. Хорошо работает феномен включенности и
открытой позиции, видны предпочтения
большинства.

  • Ответы в рефлексивной паузе 3.


Три важных глагола.

  • На первом месте у нас были глаголы,
    направленные на саморазвитие
    (самосовершенствоваться, идти вперед, принимать
    решения, реализовывать, действовать, успевать,
    развиваться, выбирать, жить, уметь,
    самообразовываться и т.д.).

  • На втором месте – глаголы,
    связанные с чувствами, ощущением общности с
    другими (взаимодействовать, общаться, радоваться
    общению, чувствовать, ощущать, любить, не
    разочаровываться, дарить, найти
    единомышленников, заботиться и пр.).

  • На третьем месте – глаголы,
    связанные с первой категорией, но
    ориентированные на мыслительные процессы
    (понять, думать, решать, анализировать, узнавать,
    открывать, учиться, размышлять, мыслить,
    задумываться и пр.).

  • На четвертом – разные (отдохнуть,
    расслабиться, устать, погулять, писать, слушать,
    говорить).


  • Рисование «Мое взаимодействие со
    школьником».

Цель – снизить напряжение дня,
использовать «запущенные» в дискуссии
рефлексивные процессы на анализ своей позиции во
взаимодействии с учеником. Ведь порой именно
образ (рисунок) позволяет прийти к целостному
осознанию своих представлений.

Все рисунки отражали живую, творческую
связь педагога и ребенка. Название рисунков: «Под
одним зонтом», «Творческий союз»,
«Сотрудничество», «Взаимопонимание», «Цветы
жизни», «Мы в ярком пространстве детства»,
«Дружба», «Ступени восхождения» и пр.

После индивидуального рисования,
участники постепенно приносили свои работы в
общий круг и могли молча переходить от одной к
другой, рассматривая их.

Когда все закончили, выстроилась
цепочка взаимосимпатий. Ведущий взял наиболее
понравившийся ему рисунок (разрешалось 12
слова комментария), его автор брал следующий, тот
который понравился ему, и вставал за ведущим и
так далее, пока все не оказывались в едином кругу.
Так эмоционально закончился данный этап и день.
Рисунки друг друга остались на память.

  • Феномены данного этапа.

Показательно, что все педагоги с
удовольствием включились в работу, рисовали
красками, фломастерами, эмоционально переживали
акт своего творчества. На данном этапе педсовета
была полная поглощенность участников
эмоциональным единством. Осталось 23
человека оппозиции (из группы «круг»), которые
уже не могли разрушить чувство событийной
общности между всеми участниками и невольно
включились в общее пространство.

  • Ответы в рефлексивной паузе 4.


Плюсы и минусы педсовета для меня.
Среди плюсов практически все отметили
значимость своей рефлексии в этот день.
Наблюдались: положительные эмоции, ценность
общения, чувство взаимопонимания и общности с
другими, ощущение собственной значимости, новая
ценная для себя информация, личный результат.

Некоторые ответы: «Отважилась
выступить», «Справилась, не устала, довольна
результатом», «Обозначилось много вопросов, над
которыми задумалась», «Можно взаимодействовать
с антиподами», «Преодоление, изменение
внутреннего сопротивления, путь к успешности»,
«Пути преодоления препятствий и нахождение
путей – это трудно!».

Минусы – «усталость»,
«приходилось останавливать оценивание других»,
«неуверенность в решаемости проблем», «не умею
быстро формулировать свои мысли», «не всегда
могу открыться», «не была активной на 100%» и пр.

Поняли, что в следующий раз привлечем
к педсовету детей и родителей

Подводя итоги на заключительной
рефлексии в общем кругу
, чаще всего коллеги
отмечали значимость такой формы общения в жизни
коллектива, равенство, чувство общности,
сплоченности, которое появилось в процессе
проведения педсовета. Были также отмечены
внутренние ресурсы школы в лице педагогического
коллектива, подчеркнута его сила, необходимость
проведения подобных педсоветов и в дальнейшем
(возможно, более длительных, выездных и даже
вместе со школьниками).

Вот лишь некоторые суждения педагогов:
«Это был самый короткий педсовет», «Ощущаю, как
длинна дорога, которую нужно пройти, как сложны
задачи, которые нужно решить», «Очень важны
формы, применявшиеся в ходе педсовета,
упражнение ”Джефа”, необходимо использовать в
работе с детьми», «Сегодня мы лучше узнали друг
друга, стали ближе, теперь вместе можно решать
проблемы», «Важно, что В.К. на ”Джефе” не давал
вступать в дискуссию, проявлять отношение к
мнению другого, требовал высказать свою позицию,
это было очень сильно», «Никто не заполнял
журнал, и не проверял тетрадей», «Жаль, что не все
дошли до финала» и пр.

В заключение отметим, какие же
задачи решил данный педсовет:

  • Он вывел педагогов на открытое живое
    общение друг с другом, все оказались включенными,
    могли высказать свое мнение; появилось чувство
    единения, общности; это хороший фон для
    дальнейшей совместной работы.

  • Все были в одинаковой позиции,
    участвовали даже те, кто всегда стоит в
    оппозиции. Важно, что коллеги сами готовили
    коллективные сообщения и выступали, слушали друг
    друга. В результате решения были предложены и
    приняты самими педагогами.

  • Большой эффект от того, что был
    сломлен стереотип формальных, пассивных
    педсоветов. Даже те, кто вначале проявил
    отрицательную реакцию, затем обсуждали общие
    вопросы работы педсовета.

  • Все участники отметили роль
    индивидуальной рефлексии. Это позволяет
    предполагать, что такой педсовет стимулировал в
    педагогах рефлексивные процессы, вывел их на
    новое осознание себя, личной позиции, своего
    взаимодействия с учениками.

Оценив значимость такой формы работы,
было решено сделать подобные педсоветы
традиционными. Сейчас (почти год спустя) у нас
идет подготовка второго творческого
педсовета-погружения, участниками которого
будут не только педагоги, но и группа
старшеклассников и родителей.

Его задачей станет самоопределение, а
точнее – поиск ответа на вопрос: «Какой должна
быть наша школа и что нужно для этого
делать».

Сценарий установочного педсовета в нетрадиционной форме

«Конструирование навигационной карты»

-Уважаемые коллеги! Очень рада приветствовать вас в полном составе на установочном педсовете. А также разрешите мне поздравить с началом нового учебного года!

Для того, чтобы предстоящий год стал для вас интересным, плодотворным, успешным и незабываемым, сегодня мы с вами разработаем интересный маршрут, и составим программу для навигатора.

Главным элементом любого навигатора является, конечно же, навигационная карта, которую вам предстоит разработать.

Я предлагаю всем педагогам взять на себя роль картографов и принять участие в разработке навигационной карты, определяющей план деятельности ДОУ на новый учебный год.

Как вы думаете, что необходимо картографу, для того, чтобы нарисовать навигационную карту?

(масштаб, знание местности, определение маршрута)

Первая составляющая нашей навигационной карт – это масштаб. Он определяется нашими воспитанниками. Самое главное – это здоровье дошкольников. Проанализируем работу в летнийоздоровительный период.

Исходя из вашихотчетов, можно считать, что летняя оздоровительная компания в ДОУ прошла достаточно успешно, не было допущено травматизма, пищевых отравлений. Все запланированные мероприятия по летней оздоровительной работе реализованы.

Переходим к следующей составляющей нашей навигационной карты – это маршруту. Он определяется образовательной средой, основным компонентом которой является предметно – пространственная развивающая среда, определяемая требованиями ФГОС.

Любой маршрут, включает в себя: цели, задачи и план действий. Все эти векторы составляют некий план, для образовательной организации это годовой план.

Любой картографконструируя навигатор, намечает на карте особые отметки маршрута, которые указывают правильный путь. Предлагаю сделать эти отметки, а помогут в этом специальные профессиональные календари.

Итак, определение маршрута (решение задач) будет осуществляться через подготовку и работу 

Педсоветов

Консультаций

Открытых просмотров

Анкетирование

Конкурсов

Уважаемые коллеги, разделитесь на 7 команд, каждой команде будет дан конверт с заданием. Выполнив его, результат нужно будет занести на нашу навигационную карту, в квадрат 10*10, его нужно выполнить в любой форме, рисунка, аппликации, текста и т.д., это все зависит от вашей креативности и творчества, а вы как известно творческие люди. После того как наша карта будет готова, каждая команда представляет свой проект. Приступаем к работе.

Основные цели и задачи летнего периода:

  1. Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей.
  2. Организация  оздоровительной работы с детьми.
  3. Создание условий, обеспечивающих охрану жизни и здоровья детей, предупреждение заболеваемости и травматизма.
  4. Закрепление знаний, умений и навыков, которые дети получили в течение учебного года; развитие творческих, физических, исследовательских способностей детей.
  5. Осуществление педагогического и санитарного просвещения родителей по вопросам воспитания и оздоровления детей в летний период. 

Годовой план 2 задачи

Создание условий для развития гражданско-патриотической позиции воспитанников посредством приобретения ими первоначальных знаний о семье, родном крае, стране, государственных символах, известных людях

Внедрение модели наставничества для обеспечения качества образования и повышения профессионального мастерства педагогов ДОУ

Регламент НОД максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня

В Учебный план входит 6 документов

Режим дня

Гибкий режим дня

Регламент образовательной деятельности

Максимально допустимый объем недельной

образовательной нагрузки

Календарь тематических недель

Модель планирования образовательного процесса

Внести изменения в 3 образовательных программы, реализуемые ДОУ

Основная образовательная программа дошкольного образования

Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей с ТНР

Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей с ДЦП

РеализацияцелиизадачПрограммы воспитания осуществляетсяврамках8 направлений воспитательнойработы ДОУ. Каждое из них представлено в соответствующем модуле

Модуль «Традиции детского сада»

Модуль «Непосредственно образовательная деятельность»

Модуль «Детско-взрослые сообщества»

Модуль «Развивающая предметно-пространственная среда»

Модуль «Музейная педагогика»

Модуль «Дополнительное образование»

Модуль «Взаимодействие с родителями»

Модуль «Ранняя профориентация»

Итак, конструирование навигатора завершено, он поможет нам пройти по маршруту к намеченной цели, предлагаю подвести итог.

Проект решения педсовета:

1. Считать работу в летний оздоровительный период удовлетворительной;

2. Педагогам всех возрастных групп продолжать гибко и вариативно использовать пространство, личностно — ориентированный подход и построению предметно — развивающей среды;2022-2023 уч. с возможностью корректирования в течение учебного года;

Разное:

  1. Для каждой группы подготовлен конверт с календарным планом воспитательной работы, методобъединения логопедов, воспитателей регламент НОД
  2. ППК состоится 30 сентября
  3. Конкурсы, организованные нашим ДОУ ноябрь-конкурс рисунков, январь-акция, апрель-конкурс макетов, май-конкурс стихов
  4. Курсовая подготовка у Гунжиной, Нестеровой, Бобковой, Христюк, Манаковой.
  5. Аттестация у Нестеровой, Коняевой, Соповой, Колчиной.
  6. Все метод объединения будут проходить в формате печа-куча
  7. Результаты педагогической деятельности прикрепляем к листам в период с 21 сентября по 20 октября и т.д., печать двухсторонняя.
  8. Завести тетрадь для записи педагогических мероприятий.
  9. Творческая группа по музейной педагогике, собирается 6 октября
  10. Голосование за комиссию

Конверт 1

5 основных целей летней

оздоровительной работы 2022 года

Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей

Организация  оздоровительной работы с детьми

Создание условий в ДОУ для организации дополнительных образовательных услуг

Создание условий, обеспечивающих охрану жизни и здоровья детей, предупреждение заболеваемости и травматизма

Закрепление знаний, умений и навыков, которые дети получили в течение учебного года; развитие творческих, физических, исследовательских способностей детей

Осуществление педагогического и санитарного просвещения родителей по вопросам воспитания и оздоровления детей в летний период

Конверт 2

2 годовые задачи на 2022-2023 учебный год

Создание условий для воспитания у всех участников образовательного процесса ДОУ потребности в здоровом образе жизни, как показателе общечеловеческой культуры

Повышение эффективности коррекционной работы путем использования новых технологий в организации физического развития детей

Создание условий в ДОУ для организации дополнительных образовательных услуг

Создание условий для развития гражданско-патриотической позиции воспитанников посредством приобретения ими первоначальных знаний о семье, родном крае, стране, государственных символах, известных людях

Внедрение модели наставничества для обеспечения качества образования и повышения профессионального мастерства педагогов ДОУ

Активизировать работу педагогов по подготовке к обучению грамоте дошкольников с 3-х лет посредством игры

Конверт 3

Регламент НОД

максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня

Подготовительная группа

6-8 лет

1,5 часа.

Старшая группа

5-6 лет

45 мин.

Средняя группа

4-5 лет

40 мин.

2 младшая

 3-4 года

15 мин.

1 младшая

2-3 года

10 мин.

Средняя группа

4-5 лет

20 мин.

Старшая группа

5-6 лет

50 мин.

Подготовительная группа

6-8 лет

1 часа.

2 младшая

 3-4 года

30 мин.

Конверт 4

В учебный план входит 6 документов

Режим дня

Гибкий режим дня

Регламент образовательной деятельности

Максимально допустимый объем недельной

образовательной нагрузки

Календарь тематических недель

Модель планирования образовательного процесса

Регламент дополнительных услуг

Сетка занятости зала

Годовой план работы с кадрами

Конверт 5

Внесены изменения в 3образовательные программы, реализуемые ДОУ

Основная образовательная программа дошкольного образования

Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей с ТНР

Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей с ДЦП

Основная образовательная программа

Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей с УО

Основная образовательная программа для детей с ДЦП

Конверт 6

Внесены изменения в календарный план программа воспитания

Календарный план принятый педагогическим коллективом МБДОУ № 9

Календарный план принятый педагогическим коллективом МБДОУ № 27

Календарный план принятый Мин.просвещения РФ

Конверт 7

РеализацияцелиизадачПрограммы воспитания осуществляетсяврамках8 направлений воспитательнойработы ДОУ. Каждое из них представлено в соответствующем модуле

Модуль «Традиции детского сада»

Модуль «Непосредственно образовательная деятельность»

Модуль «Детско-взрослые сообщества»

Модуль «Развивающая предметно-пространственная среда»

Модуль «Музейная педагогика»

Модуль «Дополнительное образование»

Модуль «Взаимодействие с родителями»

Модуль «Ранняя профориентация»

Модуль «Знаменательные даты»

Модуль «Музыкальная педагогика»

Модуль «Символы России»

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Нестандартные слова поздравления с днем рождения
  • Нестандартные праздники в россии
  • Нестандартные праздники января
  • Нестандартные праздники в феврале
  • Несложные рецепты для праздника