Никола зимний праздник для детей

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение  г.Хабаровска «Детский сад №23»

Посиделки: «Никола – зимний»

Развлечение

старшая группа

 Автор-составитель — Музыкальный руководитель  Гущина А.Л.

 Цель:  Приобщить    детей к традициям и обычаям русского народа.  

Задачи:

1). Формировать у детей  интерес к русскому фольклору  на примере народных игр, песен, танцев, игре на музыкальных инструментах и хохломских ложках.

2). Формировать основы музыкальной культуры через знакомство с элементами музыкальной грамоты: определения музыкальной фразы, считывание ритмической схемы.

3). Формировать исполнительские навыки и умения игры в оркестре и приёмы игры на хохломских ложках.

4). Воспитывать познавательную активность: познакомить с предметами домашнего быта.

2019 г.

Дети в русских народных костюмах проходят и садятся на заранее приготовленные для них места.

Приглашённые гости – родители и дети  старшей  группы под звучание русской народной музыки входят в зал.

 Музыкальный руководитель. Проходите,  гости добрые, садитесь поудобнее. Всем ли видно, всем ли слышно, всем ли места хватило?

Чем дальше в будущее смотрим,

Тем больше прошлым дорожим,

И в старом красоту находим,

Хоть новому принадлежим.

Россия – мать! Тебе хвала!

В веках ты видела немало,

Когда б ты говорить могла,

То многое бы рассказала.

Какие замечательные слова!  А хотите ли вы узнать, как жили люди в старину, чем занимались? Тогда слушайте.

  День становится всё короче и короче, и вот, наконец, «сама идёт волшебница – зима». Первые самые сильные морозы бывают на зимнего Николу – 19 декабря. Недаром говорили в старину: «Никола на реках мосты мостит, деревья в лесах и парках трещать заставляет». Дети очень рады снегу.

Почему вы, ребята, радуетесь  снегу?  (Дети отвечают)

А какую работу выполняли зимой мужчины в деревне?  (Дети отвечают)

Какую работу выполняли женщины?  (Дети отвечают)

Музыкальный руководитель: Да, зимой торопиться некуда, погода не подгоняет. Мужчины возили с поля сено, возили дрова из леса, кололи их, носили воду, кормили животных, расчищали дорожки от снега, плели лапти, подшивали валенки, столярничали.

Женщины трепали лён, пряли, вязали, вышивали, занимались рукоделием, хозяйничали у печи.

Вечерами в избах парни и девчата собирались на посиделки. Вот  как мы с вами.

Если приходил запоздалый путник, его встречали поклоном: «Милости просим!», усаживали к столу, угощали всем, что было в доме. И мы с вами   гостеприимную  песню знаем. Давайте так её споём, чтобы всех наших гостей порадовать.

Песня «Самовар», муз. А. Боярского

А ещё, детушки, был добрый обычай, когда люди помогали друг другу. Если, кто-то строил избу – помогали все. Не забывали стариков, детей-сирот – приносили им пищу, вместе убирали урожай.

А сейчас, давайте вспомним пословицы  о труде.

Дети:  

1. С миру по нитке – голому рубашка.

2. Без – труда … не вынешь рыбку из пруда

3. Делу время…потехе час

4. Труд человека кормит…., а лень портит

5. Терпенье и труд…всё перетрут.

6.Друга ищи, а найдёшь … береги.

7.Кто много говорит…, тот мало делает.

8. Других не суди…на себя погляди.

9. Конец…- делу венец.

Запомните, ребята, эти мудрые пословицы.

А сейчас все в круг вставайте и частушки запевайте!

Но прежде чем исполнить частушки,  давайте вспомним, что это за песни  — частушки, как их поют?

Дети: Частушки – это весёлые, шуточные песни. Исполнять их нужно задорно, радостно.

Частушки

Выходят двое детей рассказывают прибаутку

А мы не только частушки знаем, но и шутки-прибаутки.

-Котик-коток, где ты был?

-На мельнице.

-Котик-коток, что ты там делал?

 -Муку молол.

-Котик-коток, что из муки пёк?

-Прянички.

 -Котик-коток, с кем прянички ел?

 -Один.

— Не ешь один, не ешь один.

  Музыкальный руководитель: Потешку  можно не только рассказать, но и спеть и даже сыграть. Вот трещётка, бубенцы – целый оркестр.

А играть мы будем эту потешку по музыкальным фразам. А что такое музыкальная фраза?

Дети: Это  музыкальное предложение.

Музыкальный руководитель: А  сколько музыкальных фраз в потешке?

Дети: Четыре.

Музыкальный руководитель: Каждый из вас будет играть свою музыкальную фразу.

Ребята, после каждого куплета есть проигрыш, играть мы его будем на ритмических ударных инструментах вот по такой схеме, пожалуйста прочитайте её (Дети читают ритмическую схему – ТА-ТА – ТИ-ТИ –ТА и отхлопывают ритмический рисунок).

Музыкальный руководитель:  А сейчас, пожалуйста, подойдите к своим инструментам.

Игра на музыкальных инструментах «Долговязый журавель», р.н.п.

Музыкальный руководитель: Посмотрите, ребята,  какой у меня замечательный сундук  от бабушки достался. В нём разные старинные вещи хранятся.

Хочу показать вам старинную вещь – это Рушник. Рушник – это полотенце с вышивкой на концах. Вот, посмотрите (демонстрирует).

Такие рушники ещё моя бабушка вышивала на одном конце солнышко вышито, а на другом  — месяц. Утром вся семья пойдёт умываться, а бабушка, чтобы вытереться, рушник подаёт, да не просто так, а тем концом, где солнышко. Вечером, когда все с работы придут, умоются, бабушка рушник другим концом подаёт, тем,  где месяц. А мы рушник рассмотрим и весёлую песню споём.

Песня «Жили – были», р.н.п.

Музыкальный руководитель: А ещё в сундуке есть деревянные раскрашенные ложки (показываю). А что же это за роспись – листочки, ягодки нарисованы,  как называется?

Дети: Хохлома, а ложки хохломские.

1 ребёнок.  Наши ложки всем знакомы,  не лежат без дела дома.

2 ребёнок. Ложки по свету гуляют,  и народ наш прославляют.

Музыкальный руководитель: А ну – ка, ребята, покажите,   какие вы приёмы игры на ложках знаете?      

Игра на ложках «Весёлые ложкари» 

А вы, ребята, (обращается к гостям) хотите на ложках поиграть?  

А ну давайте, разбирайте ложки, поиграйте с нашими ложкарями.

Дети – гости играют на ложках под рус. нар. песню  «Во саду ли,  огороде»

С Покрова Пресвятой Богородицы начинались ярмарки.  А что такое ярмарка?

Дети. Это место, где все что-нибудь покупают или продают, базар, рынок.

Музыкальный руководитель:  Правильно, ещё на ярмарке можно было посмотреть кукольный спектакль Петрушки, покататься на каруселях, попеть весёлые, шуточные песни, что мы с вами сейчас и сделаем. А какую мы песню будем петь?

Дети:  «Купим мы, бабушка».

Музыкальный руководитель: Но мы не только споём, но и сыграем.

«Купим мы бабушка», р.н.п.

А сейчас дети, я хочу показать вам тряпичную куклу.  Можете её рассмотреть. Раньше куклы не делали на фабриках, их шили своими руками, не ломали их,  бережно с ними обращались (показывает куклу). Пока вы куклу рассматриваете,  я вам колыбельную песенку спою, в старину их ещё называли баюкашными песенками. Баюкашник собирал свою песенку,  словно бусинки на нитку, ведь петь нужно было до тех пор, пока малыш не уснёт.

«Колыбельная песенка», р.н.п.

 Котя-котенька, коток,

Котя, серенький хвосток.

Приди, котик, ночевать,

Мою деточку качать:

«Баю-бай, баю-бай, поскорее засыпай».

Музыкальный руководитель: Ребята, а вы знаете колыбельные песенки?

Дети исполняют колыбельные песенки

Музыкальный руководитель: Ребята, прежде чем  спеть с вами песню,  давайте расскажем, как мы будем её исполнять?

-В каком темпе?

Дети. Медленно.

-Как будем вести звук?

Дети. (показывают рукой) Протяжно, плавно.

Музыкальный руководитель. Правильно, исполнять будем вполголоса, напевно и мягко брать дыхание.

Исполнение колыбельной песни с детьми

А кто же сочинял колыбельные песенки?

Ребёнок. Один человек сочинил,  передал другому – мама напела своей дочке, дочка запомнила,  добавила что-то своё и передала другому. Так и сохранились колыбельные песенки до наших дней.

Ведущая. А чтобы ребёночка не сглазили,  матушка   клала в колыбельку кувадку  — оберег. Кувадка – это безликая куколка, у неё нет личика.  Я  каждому приготовила вот такую кувадку  — оберег (показывает).  Чтобы хорошие сны вам снились, добрые люди на пути встречались, а плохие стороной вас обходили.

Музыкальный руководитель: Заглянем в наш сундук, что же ещё в нём есть? Это русский народный костюм, мужская рубаха, а называется она косоворотка. Раньше молодые ребята ходили, как и вы сейчас в косоворотках. А какие песни пели, давайте послушаем.

Песня «Спляшем, Ваня»,  муз. А. Варламова

А ещё мы знаем старинную русскую игру «Ремешок». После гуляний молодые парни и девушки приходили домой поздно и крепко засыпали и частенько просыпали утреннюю зорьку, за что и ругали их батюшка с матушкой.

Р. н. игра «Ремешок»

А теперь мы поиграем в игру «Золотые ворота» и пригласим гостей поиграть с нами.

Р. н. игра «Золотые ворота»

Дети садятся на стульчики

Как хорошо мы пели, плясали и играли,  а теперь вы мне расскажите, что вам больше всего сегодня понравилось делать? (Дети отвечают).

Ребята, все песни, которые сегодня звучали, игры в которые вы играли  —  это чьё творчество, какого народа?

Правильно, ребята, это русское народное творчество. Если мы с вами будем петь русские народные песни, играть в русские народные игры, то мы больше будем знать о своей Родине,  и будем любить и беречь её.  

А теперь домой пора.  Но прежде,  я вам хочу подарить, как и обещала обереги. Как они называются, подскажите мне?

Дети. Кувадки.

Ведущая раздаёт  всем  детям (гостям и артистам) кувадки

Дети  благодарят хозяйку,  прощаются и уходят.

занятие-беседа для детей старшей и подготовительной групп

В зал входят дети, родители. Они рассаживаются на заранее приготовленные стулья. Часть зала отгорожена занавесом. За ним — интерьер крестьянской избы. Входит ведущая — воспитатель группы. Звучит фонограмма колокольного звона.

Ведущая: 

Чем дальше в будущее смотрим,

Тем больше прошлым дорожим,

И в старом красоту находим,

Хоть новому принадлежим.

Россия-мать! Тебе хвала!

В веках ты видела немало,

Когда б ты говорить могла,

То многое бы рассказала.

Какие замечательные слова! Вот и мы с вами сейчас поговорим о том, как жили люди в старину, чем занимались. День становится все короче и короче, и вот, наконец, «сама идет волшебница-зима». Первые, самые сильные морозы бывают на зимнего Николу — 19 декабря. Недаром говорили в старину: «Никола на реках мосты мостит, деревья в лесах и парках трещать заставляет». Снег все больше укрывает землю, появляются первые сугробы. Дети очень рады снегу.

Почему дети радуются снегу?

Какую работу выполняли зимой мужчины в деревне?

Какую работу выполняли женщины?

Да, зимой торопиться некуда, погода не подгоняет. Мужчины возили с поля сено, возили дрова из леса, кололи их, носили воду, кормили животных, расчищали дорожки от снега, плели лапти, подшивали валенки, столярничали. Женщины трепали лен, пряли, вязали, вышивали, занимались рукоделием, хозяйничали у печи.

В народном календаре зима — самое «богатое» праздниками время года. Когда урожай уже убран, наступает период развлечений. Какие же были развлечения? Играли свадьбы, устраивали вечеринки, праздновали Новый год, Рождество. Вечерами в избах парни и девчата собирались на посиделки. Вот и мы с вами сейчас заглянем на огонек.

Занавес открывается, горят свечи, ведущая входит в избу.

Ведущая:

Зимний вечер темен, долог,

Насчитаю сорок елок,

То носочек повяжу,

То немного попряду.

Позову-ка я ребят на посиделки!

Будут песни, будут пляски

и игра в горелки.

Эй, девчонки-девчушки,

Веселушки, хохотушки!

Эй, мальчишки-молодцы,

Озорные удальцы,

Приходите поплясать,

Зимний вечер скоротать!

Входят дети с угощением.

Дети. В избу твою жаркую

Мы пришли с подарками.

Ведущая:

Проходите, гости дорогие, проходите.

Милости прошу. Проходите да усаживайтесь.

(Дети рассматривают угощение). Ой, ребята, молодцы, как подарки хороши. Пирожки и калачи прямо только из печи.

А сейчас сядем рядком да поговорим ладком. Раньше очень любили принимать гостей. И был такой старинный обычай, обычай гостеприимства. А скажите мне, детушки, что это за обычай, как принимали гостей? Если заходил запоздалый путник, его встречали с поклоном: «Милости просим!», усаживали к столу, угощали всем, что было в доме из еды. Если гость заходил во время ужина, то он, помолясь, говорил: «Хлеб, соль», а хозяин отвечал: «Добро пожаловать, хлеба-соли откушать». А еще, детушки, был добрый обычай, когда люди помогали друг другу. Если в дом приходила беда, люди не ждали, когда их попросят о помощи, они оказывались рядом в трудную минуту. Если кто-то строил избу — помогали все. Не забывали стариков, детей-сирот — приносили им пищу, вместе убирали урожай.

А сейчас, детушки, давайте вспомним пословицы о гостеприимстве хозяина и доброте.

Хозяин весел — и гости радостны.

Гость доволен — и хозяин рад.

Гостю щей не жалей, погуще влей!

Для дорогого гостя и ворота настежь.

Что ни есть в печи, все на стол мечи!

Много гостей — много и новостей.

Худо тому, кто добра не делает никому.

Доброе дело два века живет.

С миру по нитке — голому рубашка.

Добра желаешь, добро и делай.

Живи для людей, поживут и люди для тебя.

Как аукнется, так и откликнется.

Когда сделаешь доброе дело, не хвались, не труби о нем всюду.

Ведущая: Запомните, дети, эти мудрые народные пословицы. Старайтесь быть такими же добрыми и гостеприимными. Ведь недаром пословица молвится: «Как аукнется, так и откликнется».

А сейчас, мальчишки,

В круг вставайте поскорей

Да пляшите веселей.

Мальчики повязывают платочки.

Мальчики:

Начинаем петь частушки,

Просим не смеяться,

Тут народу очень много,

Можем растеряться.

Хором:

Ой, бяда, бяда, бяда,

В огороде лебяда,

Черемуха белая,

Что любовь наделала.

Мальчики: Моя милая красива,

За рекой она жила,

Захотела повидаться,

В решете переплыла.

Я нашел себе невесту,

Говорят, богатая.

Две подружки у нее

И коза рогатая.

Я вам, дедушка Иван,

Посадил кошку в карман.

Кошка плачет и рыдает,

Громко дедушку ругает.

На болоте, на снегу,

Укусил комар блоху.

Сидит заяц на березе,

Умирает со смеху.

А у нас во дворе

Квакали лягушки,

А по лужам босиком

Прыгали девчушки.

Я иду, иду, иду,

Собаки лают на пруду.

Какого шута лаете?

Ведь вы меня не знаете.

Ведущая:

Эй, девчонки-хохотушки,

Запевайте-ка частушки.

Запевайте поскорей,

Чтоб порадовать гостей.

Девочки:

Разрешите поплясать,

Разрешите топнуть.

Неужели в этом доме

Половицы лопнут?

Хором:

Здорово, здорово

У ворот Егорова,

А у наших у ворот

Все идет наоборот.

Не ругай меня, мамаша,

За помаду и духи,

Ведь не ты же покупала,

Покупали женихи.

Я качалась на качели,

Потеряла брошку,

Не ругай меня, мамаша,

Я люблю Алешку.

Выйду, выйду я плясать

В новеньких ботинках,

Все ребята говорят,

Что я, как картинка.

Ярославские ребята

Невелики — удалы.

Нашу курочку рябую

На веревочке вели.

Не ругай меня, мамаша,

Что я простудилася.

Я у Коли в коридоре

Танцевать училася.

Мой дружочек, ох, хороший,

Да росточком очень мал,

Проводил меня до дому,

Я чихнула, он упал.

Я девчонка боевая

И нигде не пропаду.

С самолета упаду,

Отряхнуся и пойду.

Мы частушки вам пропели

Хорошо ли, плохо ли,

А теперь мы вас попросим,

Чтобы нам похлопали.

Ведущая: Ой, да молодцы, ребятушки, развеселили нас.

Звучит фонограмма.

Ведущая: 

Мы гордимся стариною,

Стала нам она родною.

Вечно радуют кого-то

Наших прадедов работы.

Ну, детушки, повеселились, пора и за работу приниматься. Делу время, а потехе час.

Дети с родителями занимаются рукоделием, плетут веревочки. Звучит фонограмма.

Ведущая:

Россия, Россия, края дорогие.

Здесь издавна русские люди живут.

Они прославляют просторы родные,

Раздольные песни поют.

Дети вместе с родителями поют песню «Здравствуй, гостья зима».

Ведущая: А мы не только частушки знаем, но и шутки-прибаутки.

Разыгрывается песенка-шутка: «Кум-воробей и кума».

— Дома ли воробей?

— Дома, кумушка.

— Что же он делает?

— Болен лежит. Болят, болят пяточки.

— Сходи, кум, в огород, сорви травки-мяточки, припарь себе пяточки.

— Парил я, кумушка, парил я, голубушка. И пар меня не берет, только сердцу придает!

— Дома ли воробей?

— Дома, кумушка.

— Что же он делает?

— Болен лежит. Болят, болят плечики.

— Сходи, кум, ты в огород, сорви травки-гречки, припарь себе плечики.

— Попарил я, кумушка, парил я, голубушка. И пар меня не берет, только сердцу придает!

Ведущая:

Как у нашего соседа

Весела была беседа.

А у нас на весь двор

Еще пуще разговор.

Гуси — в гусли, утки — в дудки,

Тараканы — в барабаны,

Чечетки — в трещотки,

Чайки — в балалайки,

Кукушки — в колотушки,

А веселые скворцы заиграли в бубенцы.

Играют, играют, всех потешают.

Разыгрывается сценка «Уля и Филя». Филя и Уля в русских национальных костюмах. Они читают текст шутки и танцуют под русскую народную плясовую мелодию.

Уля: Здравствуй, Филя!

Филя: Здравствуй, Уля!

Уля: Где ты был?

Филя: У матушки.

Уля: Что мать, гостинцев прислала?

Филя: Мать прислала оладушек!

Уля: А где же они?

Филя: Я их под лавку положил!

Уля: Экий ты, Филя, чудак!

Филя: А ты бы, Уля, как?

Уля: Я бы их в печку положила, ты бы пришел и съел.

Филя: Ладно, Уля, в следующий раз так и сделаю…

Филя и Уля расходятся под русскую народную мелодию, затем вновь встречаются, здороваются.

Уля: Здравствуй, Филя!

Филя: Здравствуй, Уля!

Уля: Что мать прислала?

Филя: Мать прислала сарафан.

Уля: А где же он?

Филя: Я его в печку положил.

Уля: Экий ты, Филя, чудак.

Филя: А ты бы как?

Уля: Я бы его в шкаф повесила.

Филя: Ладно, Уля, в следующий раз я так и сделаю…

Филя и Уля снова расходятся, пританцовывая, затем встречаются.

Уля: Здравствуй, Филя!

Филя: Здравствуй, Уля!

Уля: Что мать прислала?

Филя: Мать прислала барана.

Уля: А где же он?

Филя: Я его в шкаф повесил.

Уля: Экий ты, Филя, чудак.

Филя: А ты бы как?

Уля: Я бы его в хлев завела, сена дала, водой напоила.

Филя: Ладно, Уля, в следующий раз я так и сделаю. Филя и Уля расходятся, затем встречаются.

Уля: Здравствуй, Филя!

Филя: Здравствуй, Уля!

Уля: Что мать прислала?

Филя:  Мать прислала Настюшку.

Уля: А где же она?

Филя: Я ее в хлев завел, водой напоил, сена дал.

Уля :Экий ты, Филя, чудак.

Филя: А ты бы как?

Уля: Я бы ее за стол посадила да чаем напоила.

Филя: Ладно, Уля, в следующий раз я так и сделаю.

Филя и Уля расходятся, затем встречаются.

Уля: Здравствуй, Филя!

Филя: Здравствуй, Уля!

Уля: Что мать прислала?

Филя: Мать прислала свинью.

Уля: А где же она?

Филя: Я ее за стол посадил да чаем напоил.

Уля: Экий ты, Филя, чудак. Филя-простофиля!

Свободная пляска Фили и Ули с последующим приглашением на пляску всех детей.

Ведущая: Молодцы, детушки. Вы славно потрудились. А сейчас я вам подарю талисманчики, которые вы повесите на веревочки. А вы знаете, что в старину очень любили чаевничать.

Выпивали чаю аж по десять стаканов и говорили: «Чай пить — не дрова рубить». Вот и мы с вами сейчас пригласим наших гостей к столу. Вспомните, дети, как гостеприимные хозяева приглашают: «Милости просим». А вот и пироги поспели. (Вынимает пироги из печи). Как говорит народная пословица: «Что ни есть в печи, все на стол мечи».

Приглашает всех присутствующих к столу. После чаепития проводятся игры.

Ведущая:

У кого там хмурый вид,

Снова музыка звучит.

Собирайся, детвора,

Ждет вас русская игра.

Игра «Колечко, колечко».

Вместе с родителями выбирают считалкой ведущего. Дети садятся на лавку, складывают ладошки. Стоять остаются двое. У одного из них (ведущего) — колечко. Все начинают произносить текст и в такт потряхивать ладошками, сложенными вместе. Водящий с колечком в ладошках поочередно подходит к каждому из сидящих и незаметно кому-то из них опускает колечко. Второй из стоящих должен отгадать, у кого в ладошках колечко. Если угадывает, садится на место того, у кого было колечко. Если нет, все дружно произносят: «Раз, два, три, колечко, беги». Ребенок с колечком убегает. Тот, кто угадывал, бросается вдогонку. Играющие произносят:

Колечко, колечко, катись на крылечко,

Через поле, через луг возвращайся, сделав круг!

Вариант игры с несколько иным названием «В перстни» предлагает Г. Науменко.

Дети садятся в ряд и складывают ладони «лодочкой». Водящий вкладывает свои ладони в ладони каждого участника игры. Одному из них он должен незаметно оставить «перстень» — колечко, камушек, орех, который зажат у него между ладонями. При этом он приговаривает:

Я по лавочке иду,

Золот перстень хороню —

В матушкин теремок,

Под батюшкин замок.

Вам не отгадать, не отгадать!

Мне вам не сказать, не сказать!

Сидящие отвечают:

Мы давно уж гадали,

Мы давно перстень искали —

Все за крепкими замками,

За дубовыми дверями.

Затем один из играющих пытается отгадать, у кого спрятано кольцо. Ему приговаривают:

Покатилось колечко с красного крылечка —

По овинам, по клетям, по амбарам, по сеням.

Найди золотое колечко!

Если он найдет, у кого спрятано кольцо, они одновременно с ним бегут в разные стороны, обегая лавку. Кто первым сядет на свободное место, тот водящий. Он и прячет снова кольцо.

Никола
Зимний 2017

ХОРОВОДНИЦА:

Благослови,
сударь-хозяин, У тебя ли во дому Да в высоком терему
Попеть-поплясать, Про все городы сказать
Про все Демидовые, Про все невиданные,
Про сударушек румяных, Ихних деточек, малолеточек,
Песня сложится, сказка скажется, Праздник сладится!

Здравствуйте,
гости званные, гости желанные! Набралось гостей со всех сторон да волостей.
Пришли попеть, поплясать, себя и меня забавлять…

А гостей
всех поздравлять,  фестиваль наш открывать,  приглашаем на сцену Председателя
Комитета по культуре и искусству муниципальной  администрации Калачинского
района Омской Области Ковалевскую Елену Александровну.

Слово Ковалевской Е.А.

Сорочинский эстетический класс

Хороводница: Гостюшки
мои желанные, а вы сказочки любите? Так сегодня самый сказочный вечер –
Никольский, когда сбываются все желания. Сегодня именины Святого Николы. А
Никола — это Дед Мороз. И с сегодняшнего дня он начинает готовить подарки и
исполнять все желания. Так сказочки-то вы любите? А хотите, я расскажу самую
настоящую Никольскую сказочку?

 Раз в Никольский
вечерок завывает ветерок:

Домовушка 
домовенку, непослушному ребенку,

Колыбельную поет,
сладкий сон к нему зовет.

Ну, а дом, где им
живется – Домом Культуры в народе зовется.

Пока мама песню
пела, постепенно захрапела,

А домовеночку не
спится, хочется ему резвиться,

И ребенок в двери
шмыг, в коридоры напрямик!

А на сцене, вот
дела! Не велика, не мала, стоит горочка  бела!

Домовенок: (вбегает
на сцену через зал) Ой, сколько гостей, у нас в доме! Здравствуйте, ребятаОй,
что это?! (заглядывает) Ура! Сколько подарков! И это все мне?! Вот это да!
Пойду маме покажу! (увозит со сцены санки с подарками)

Выступление
коллективов

Хороводница (выходит
на сцену, где спит Домовушка)

Тук-тук-тук!
Хозяюшка!

Домовушка: Кто
там?

Хороводница
Можно славить хозяюшку?

Домовушка: Прославьте,
прославьте

Хороводница
Как у нашей у хозяйки, дорогие ворота, золотая голова…

Сколь хозяюшка
богата, Гребет денежки лопатой,
Сидит на скамейке, Считает копейки,
Сидит на лавке, считает булавки.

Домовушка: Постойте,
а где же мой домовенок? Мой непослушный ребенок?

Хороводница
Я так думаю, что ему в праздничный вечер спать не захотелось и он пошел
веселиться. Ведь Гулянская неделя нынче! Вот мы собрали здесь братчину – складчину.
Снесли все в одно место: муку – месить тесто,

Грибы, мясо для
пельменей, для кваса – жито, все, что трудом нажито.

Принесли вязанье,
вышивание, прядение, молодым показывали свое умение.

И ребятишки тут же
крутились, с малолетства делу учились.

Домовушка:А
я-то все проспала, да никого не видала

Хороводница
А ты посмотри! Мои гостеночки —  не в поле кочки!

Как запоют,
хоровод заведут,

Песни да пляс –
вот и праздник у нас! Так, гости?!

А мы с тобой пока
пойдем домовенка искать.

Выступление
коллектива

Домовушка: Ну, где же
мой домовенок?! Как нам найти его? Весь Дом Культуры обошли, а домовенка не
нашли.

Хороводница: А давай
ребят попросим о помощи!

Домовушка: Ребята,
поможете?!

ОТВЕТ.

Хороводница: Только мы
их сначала в деле проверим. Насколько они смекалистые! Сможете отгадать мои
загадки? Ну слушайте
:
Сидел на заборе, пел да кричал.  А
как все собрались, взял да перестал. 

(Ответ: петух.) 
Сто один брат, все в один ряд  Вместе
связаны стоят. 
(Ответ: забор.) 
Не бык, а бодает, Не ест, а хватает.  Что
схватит – отдает, 

Снова в угол отойдет. (Ответ:
ухват.) 

Катался колобком, Пока не стал носком. (Ответ: клубок.)
 

Молодцы! Смотрю, смекалистые вы ребята! Давайте, позовем домовенка,
может он услышит и придет! А я посмотрю, кто громче, девочки или мальчки!

Зовут домовенка

(Раздается стук)

Домовушка: Ой, кто это?
Хороводница: «Никола-угодник спускается с небесных полей на оснеженную
землю и шествует по лицу Земли Русской, обходя её — обыденкой (в один день) —
из конца в конец. И убегают от него, ещё загодя, все духи тьмы». Говорят, что
на Николу зима с гвоздём ходит, крыши ладит, где снегом поукроет, где снегом
подоткнёт, а где и гвоздь вколотит, чтобы снеговая дранка не сорвалась, чтобы в
печной трубе пело и гудело — зима ледяной смолой латает крыши, окутывает снегом
поплотнее.

Видать укутывает нашу крышу поплотнее Николушка! Пойдем позовем его  на
праздник, может он видал Домовенка, пока  крышу латал?!

А у
наших у ворот – развеселый хоровод!
Зазвенели струны, засвистали дудки!
Хлопушки-побрякушки стучат занятно,
А и сердцу приятно!

Выступление коллектива

Хороводница: Здравствуй,
Николушка! С  праздничком тебя!

Никола: Зима – за морозы,
а мужик – за праздники?

Хороводница: Как ни зноби
мороз, а праздничек веселый теплее печки пригреет!  Подсоби нам в деле!

Никола: В каком-таком
деле?

Хороводница: Праздничек
веселый отпраздновать!

Никола: Ах, да!
Старой я стал, забывчивый! (поздравляет) Ну а теперь надо в веселую игру
сыграть зимнюю, чтобы веселее стало.

Игра «Заморожу»?

Никола: Постой-ка,
хороводница! А где  ж подарочки мои?! Я ж для ребят уже подарки  приготовил,
вот здесь на сцене их оставил, снежком припорошил, сугробиком принакрыл!

 Хороводница: Ай-ай-ай! Никола на реках мосты мостит,
деревья в лесах и парках трещать заставляет, а подарки не уберег!

Домовушка: Постойте-ка!
А не мой ли домовенок, непослушный ребенок  унес, пока я спала?

Хороводница: ай, ай,ай! И
ты, хозяюшка, подарки не уберегла, проспала? А давайте у ребят спросим, может
они видели?

Ответ.

Домовушка: Ну вот,
теперь надо найти домовенка, а с ним и подарки найдутся!

Хороводница: Ну, что ж, пока мы домовенка с подарками ищем, поглядите-ка,
Николушка, какие  гости на праздник твой съехались! Мои гости сколь игривы –
разговорчивы.

Домовушка: А что, хорошую речь хорошо и слушать. В игре да в дороге
людей узнают.

Хороводница: Вона! У моих-то гостей струны поют – к песне зовут!

Выступление
коллектива

Никола: Ребята,
ходили мы ходили, искали-искали, но не нашли Домовенка! Без вашей помощи нам
никак не обойтись! Предлагаю поехать на волшебном паровозике.  Вставайте у
своих мест и выполняйте все, что мы будем петь!

Игра
«Новогодний паровозик»

Домовенок:

подарками) Ой, здравствуйте! Мама! Никола! Хороводница! Ребята! А я вас искал!
Я как увидел, что подарки для праздника приготовлены, я тоже на праздник
захотел! И вот привез подарки на праздник!

Никола: Ну, тогда
помогай мне подарки ребятам раздавать!

Награждение

Хороводница: Старый обычай грех забывать,
Старые сказки не вспоминать.

Домовушка: Песни пропели, вели хоровод,
Спасибо за помощь, добрый народ!

Никола: Праздник веселый, запомним его!
До встречи на следующем – под Рождество!

Праздник «Святой Угодник Николай».

Цель: познакомить учеников с праздником Святого Николая Чудотворца.

Задачи:

  • рассказать об основных событиях жизни Святого Николая Чудотворца.

  • развивать культуру устного слова.

  • воспитывать внимательное и бережное отношение к ближним.

  • развивать у детей художественно-эстетический вкус через стихи и поэтические отрывки из произведений отечественных поэтов, посвященных празднику Святого Николая Чудотворца.

Ведущий 1. Добрый день, уважаемые гости, дети! Мы рады приветствовать вас на празднике «Святой Угодник Николай».

19 декабря православная церковь отмечает праздник в честь Угодника Божия Николая Чудотворца. Любовь к нему на Руси сильна и глубока. Народ называет его великим заступником и всегда обращается к нему в молитвах за помощью.

Ведущий 2. Много веков прошло с тех пор, как на земле жил святитель и угодник Божий Николай, великий чудотворец, которого прославляет, и по сей день весь христианский мир за его ревность по вере, праведную жизнь и чудеса, творимые во славу Божию. Ублажая память Его, Святая Церковь призывает христиан к подражанию этому святителю, как «правилу веры и образу кротости, воздержания учителю». Вся жизнь святителя была исполнена высоких подвигов благочестия, дел милосердия и помощи обиженным.

Ведущий 1. За свою добродетельную жизнь юноша Николай был посвящён в сан священника в г. Патары. Когда умерли родители Николая, ему досталось большое наследство. Святой всё своё богатое наследство раздал нищим и нуждающимся, сам же всей своей душой отдался выполнению многотрудных обязанностей христианского пастыря. Неисчислимы были подвиги его любви и милосердия к людям. Чудеса, творимые святителем Николаем, случаются и с каждым из нас, просто нужно уметь разглядеть и понять их.

Ведущий 2. Однажды Святитель Николай отправился на корабле в Палестину, чтобы поклониться святым местам. Путешественники уже приближались к берегам Египта. Вокруг расстилалось безмятежное море. Ярко светило солнце. Ничто не предвещало непогоды. Вдруг неожиданно поднялся сильный ветер, тучи помрачили небо и началась жестокая буря. Корабль стал тонуть. Мореплаватели стали просить Николая Угодника о помощи.

1 ученик. Кто странствует, кто свой покинул край,

Кому суровой мачехой чужбина,

Пред кем морская ли, житейская пучина –

Тем помоги, Святитель Николай!

Ведущий 2. Святой Николай пал на колени и обратился с горячей молитвой к Господу. И тотчас ветер утих, стихла буря! Таким образом, молитва Святого спасла корабль и матросов от верной гибели. При попутном ветре корабль вскоре достиг берега и Святой Палестины. С тех пор Святитель Николай много раз помогал спастись гибнущим в море, терпящим кораблекрушение, утопающим, потому и почитается в народе как покровитель всех путешествующих моряков.

Ведущий 1. в городе Патары жил отец с тремя дочерьми. Семейство обеднело, у них совсем не было денег и еды. Отец задумал продать своих дочерей в рабство. Об этом узнал Святой Николай. Он решил помочь семейству. Ночью Святой Николай бросил в дымоход мешочек с деньгами. Отец семейства утром нашёл мешочек. Таким образом он потратил деньги на приданое дочери. Старшая дочь вышла замуж. Когда закончились деньги, отец решил продать вторую дочь в рабство. Святой Николай узнал об этом и бросил опять мешочек с деньгами в дымоход. Средняя дочь тоже вышла замуж. Отец решил узнать, кто помогает его семье. Ночью он увидел, как незнакомец бросил мешок с деньгами и удалился от дома. Отец догнал его и увидел, что это был Святитель Николай. Этот случай послужил тому, что Святой Николай стал прообразом Санта Клауса и Деда Мороза.

2 ученик. Стар и млад, в снежки играем,-

И глядим мы на дорожку,

Ожидая Николая,-

И чудес его немножко.

Пусть ещё хотя бы годик

Будем Господом хранимы

Пусть Заступник и Угодник

Не забудет наше имя!

Оградит от ссор и кляуз,

Сделав Землю словно Рай

Наш российский Санта Клаус-

Чудотворец Николай!

3 ученик. Ночью тихой, ночью звёздной,

Ночью зимней и морозной,

Ночью сказочно-красивой,

Вдруг по небу цвета сливы

В сфере огненных мерцаний

Мчится чудо! Диво-сани!

4 ученик. В чём здесь чудо? Вот послушай

На санях – мешок игрушек!

Не простых. А лучших, ярких!

Ведь игрушки – то подарки!

Мне поверь, я точно знаю.

От Святого Николая!

5 ученик. Закрывай глаза, дружочек.

Слышен упряжи звоночек…

Открывает кто-то дверь

Ну, а тут… Уж верь, не верь.

Только утром под подушкой

Обнаружишь ты игрушки

От него, я точно знаю!

От Святого Николая!

6 ученик. Много праздников хороших

Есть у нас друзья,

Но один из них, пожалуй,

Лучший для меня.

Декабрь на улице стоит.

И холодно, и снежно,

Но от родительской любви

Тепло мне, безмятежно.

Ложусь я вечером в кровать,

Спокойно засыпаю.

А утром под подушку глядь –

С волненьем замираю.

Лежат там ручка, маркер

И книжка записная.

Ведь это всё подарки

Святого Николая.

7 ученик. Вот пришёл к нам Николай,

Веселей народ, гуляй,

Давай сани доставай,

Снег пошёл, как будто рай.

Веселится весь народ,

Кто с гармошкой, кто поёт,

Здесь частушки, веселушки,

Снег им сыпет на макушки.

А детишки, шалунишки,

Ночью спят как будто мышки,

Ждут подарков и в свой край

Чтоб принёс им Николай.

Ведущий 2. Николаю Угоднику посвящено два праздника: 22 мая – Никола Вешний и

19 декабря – Никола Зимний. В народе говорят: «Один Никола с травой, а другой – с зимой». Весной все деревенские люди идут в храм с молитвой к Николаю Угоднику, чтобы он даровал хороший урожай. Главный деятель на Русской земле – хлебопашец, основная его забота – о хлебе, об урожае.

8 ученик. Угодник Николай!

Дай нам щедрый урожай,

Дай нам солнечных дней,

Тёплых дождей

Ты для нас не жалей,

Землю-матушку полей.

9 ученик. Чтобы выросла рожь,

Чтоб ячмень был хорош,

Чтоб пшеница налилась,

Чтоб гречиха поднялась,

Сбереги посевы

От небесного гнева,

От жары, от града,

От ночного хлада!

Зиму наш народ также начинает молитвой святителю, считая его помощником в зимних работах. Люди благодарят Николая Угодника за хороший урожай хлебов, который поможет перенести холодную суровую пору.

10ученик. На Николу Зимнего первые морозы

Разукрасят инеем ветви на берёзах;

Заметёт дорогу змейками

К нашему порогу принесёт побольше снега.

ЯБЕДА вылезает из угла.

Привет! Ну что не ждали меня. Все о вас расскажу ( грозит пальцем).

И Николаю доложу ( достает список)

Тут все про всех написано:

Кто девчонок за косички дергал, стукнул кто кого по носу.

Кто во время тихого часа ел конфеты под одеялом. ( трясет списком). Тут про каждого все честно написано!!!. Я даже знаю кто компот на стол разлил и суп за обедом не доел.

Я все про всех знаю.

Ведущий:

Довольно, не надо продолжать. Святой Николай сам разберется, кто что делал.

А вы ведь послушные дети? Ведь ябеда наверняка напрасно на вас наговаривает?

ЯБЕДА
Все подарки только мне, а больше никому ( указывает на детей) не заслуживают! Святой Николай придет, я ему, конечно все расскажу.

ВЕДУЩИЙ:
Дети вы что растерялись, испугались?
Да не бойтесь вы, Святой Николай очень любит детей. Он всегда видит в ребенке все только самое хорошее.

« Даже в худшем ослушнике
всегда есть нечто хорошее. Надо только внимательно присмотреться».

ЯБЕДА:

А я сейчас проверю, какие они хорошие, ловкие , умелые и умные.

Вот я  игры настоящие, развеселые знаю. Сейчас как наберу себе команду, как начну играть и резвиться. Кто со мной — кричит «Ха-ха-ха. Вот такая чепуха!»

Игра-«кричалка».

Отвечайте, шалуны, маму слушаете вы?

-Ха-ха-ха, вот какая чепуха.

Говорят нам все кругом не вертеться за столом.

-Ха-ха-ха, вот какая чепуха.

Говорят учителя, что опаздывать нельзя.

-Ха-ха-ха, вот какая чепуха.

Утверждают, что культурно мусор сыпать только в урну.

-Ха-ха-ха, вот какая чепуха.

1. Игра – эстафета «Снеговик» — на 2 ватмана или доска, два маркера, две емкости с одинаковым набором записок, в которых указаны части тела. Задача — изобразить «Снеговика», на записках пишем: голова, туловище, глаза, нос — морковка, рот, ведро, руки, ноги, шарфик, волосы.  Все записки перемешиваются и кладутся в коробочку, которую ставят под каждый  лист. При команде СТАРТ первый игрок добегает с маркером до стены, вытаскивает листочек, читает, что ему нарисовать, изображает это на листе, убегает и передает маркер-эстафету следующему участнику, а сам становится в конец очереди. Игрок, получивший маркер, так же бежит к стене, читает, рисует и возвращается. Выигрывает  команда, чей рисунок будет более симпатичен.)

2. «Снежки»попасть в корзину.

3. Игра «Это все мои друзья!»

-Кто из вас на Новый год

Веселится и поет?

………

-Кто, скажите, по секрету,

Любит сладкую конфету?

………

-Кто, скажите, в Новый год

Всем подарки раздает?

………

-Кто из вас, хочу я знать,

Любит елку наряжать?

……….

-Кто не любит Новый год,

Не играет, не поет?

……….

-Любит кто в коробках ярких

Очень классные подарки?

……….

РИСУЮТ ОТКРЫТКИ.

ПРИЛОЖЕНИЕ

«СЛАДКИЕ»  ЗАГАДКИ.

Угощенье, просто супер,

Свечи, розы – высший сорт,

Вы, конечно, угадали,

Это очень вкусный … (торт)

Сердечки и квадратики

В глазури – объеденье,

Ребята обожают

Различное … (печенье)

Он прозрачный и сияет,

Но не твердый словно лед,

Добрых пчелок  угощает-

Догадались, это … (мед)

Черный, пористый и белый,

Едят его и стар и млад,

Ответ вы сразу же дадите,

Конечно, это … (шоколад)

 О ней с востока идет молва,

Восточная сладость – это … (халва)

 Холодное лакомство

В стаканчик  положенное,

На палочке тоже

Бывает … (мороженое)

 Из фруктов сварено

На славу угощенье,

К блинчикам и чаю

Отличное … (варенье)

 Из Франции сладость

Пришла эта к нам,

Рогалик зовется

Месье … (круасан)

 На желе похож немножко,

Его скушать всякий рад,

Красный, желтый и зеленый,

Очень вкусный… (мармелад)

Задачи.

Образовательные.

Знакомить детей с духовно-нравственными
традициями русского народа на примере дня
Святого Николая. Расширять кругозор посредством
приобщения к искусству и национальной культуре.
Воспитывать у детей устойчивый интерес и
отзывчивость на произведения музыкального
фольклора. Учить играть на детских музыкальных
инструментах в ансамбле. Вырабатывать умение
самостоятельно исполнять песни и пляски.

Развивающие.

Обогащать память детей, интеллектуальные
возможности, их творческую активность, фантазию,
воображение, инициативность, произвольность.
Формировать художественный вкус.

Воспитательные.

Способствовать развитию ребенка, прививая ему
любовь, уважение к своей нации, душевную чуткость
и восприимчивость к окружающим. Развивать
потребность совершать добрые дела и поступки,
формировать нравственное чувство.

Материалы и пособия:

Украшение зала в стиле русской избы. В
оформлении использованы вышитые полотенца,
изделия из дерева, сушки, калачи. Готовая выпечка,
глазурь для украшения пряников. Детские
музыкальные инструменты для ансамбля ложкарей.
Магнитофон, аудиозаписи.

Ход праздника

(Дети входят в зал цепочкой, напевая
песню “Сею, вею снежок”, садятся на места)

Ведущий: Ребята! Представьте себе, что мы
очутились в далеком прошлом русского народа. И
сидим в деревне, в большой русской избе. Работа в
поле закончилась, хлеб в амбарах, овощи в подполе.
Зимним вечером можно отдохнуть на посиделках с
песнями, плясками, шутками да прибаутками.

(Открывается занавес горницы,
появляется на пороге Василиса)

Василиса: Здравствуйте, детушки малые!

(Кланяется)

Здравствуйте, люди добрые!
Василисою, друзья,
Называйте вы меня.
Все премудрости я знаю
И затейница большая!

Приглашаю вас к себе на посиделки, а что вы
знаете да у мете, мне покажете.

1 ребенок: Красному гостю – красное место.

2 ребенок: Гость на гость – хозяину радость.

Василиса: Степаны, Дашки, Ульки – все ко мне!

(Участники прибаутки занимают свои
места)

Василиса: Как у нас семья большая да веселая:
два у лавки стоят, два учиться хотят, два Степана
у сметаны объедаются, две Дашки у кашки питаются,
одна Маша не наша, да и та хороша!

(Ансамбль ложкарей исполняет русскую
народную песню “Коробейники”)

Ребенок:

А ну, девицы-красавицы, душеньки-подруженьки,
Заводи хоровод, весели честной народ!

(Девичий хоровод “Красный сарафан”)

Василиса: В старину на посиделки приходили с
работой, чтобы успеть подготовиться к празднику.
А заодно сплести кружево, связать теплые носочки,
напрясть изо льна пряжи.

3 ребенок:

Чтобы дело спорилось, запевайте песню.
Где песня льется, там легче живется.

(Дети исполняют попевку “Вот те
гребень, вот те лен”)

Василиса: Красные девицы на молодцев
заглядывались, а добрые молодцы невест себе
присматривали.

Мы сейчас пойдем играть, да царевну выбирать.

(Хороводная игра “Ходит царь”)

Василиса: А вот и моё рукоделие.

(Достает из корзины нарядно украшенный
валенок и вышитую подушку)

Василиса: Как вы думаете, что общего между
подушкой и валенком?

(Дети высказывают свои предположения)

Василиса: Никто не догадался! Тогда идите
сюда, к нашей свече и я вам расскажу одну историю.

(Зажигает перед иконой свечу на
столике. Дети садятся на ковер)

Василиса: Очень давно жил мальчик, звали его
Николка. Он рос добрым, приветливым, ни в чем не
нуждался. Однажды, он решил поделиться своим
богатством с бедными. Темной ночью, разносил
подарки бедным детям. Не для того, чтоб его
похвалили, а от чистого сердца. Когда вырос –
стал священником. Все любили Николая и считали
его святым. Прошло много времени, но и сегодня,
дети просят, что бы помог им вырасти добрыми и
любить людей. Послушным детям он кладет подарки в
валенок или под подушку. А непослушным – прутик,
что бы они подумали о своем поведении. [1]

(Авторский перевод с украинского)

Василиса: А теперь давайте приглядимся, как
изображен святой Николай на иконе? Это Никола
Зарайский, правой рукой он благословляет, а в
левой — держит святую книгу. Он добрый, но
одновременно торжественный и строгий. Николай
Чудотворец спускается с небес, на заснеженную
русскую землю и смотрит, не нужна ли кому помощь?
Как вы думаете, кто ему помогает? Один ли он
творит чудеса? (Ответ детей) Правильно! Это
ангелы.

(Дети исполняют “Песню про ангелов”)

Василиса: Очень похож святой Николай на
Дедушку Мороза. С такой же седой бородой и мешком
с подарками. Ночью 19 декабря, если прислушаться,
можно услышать серебряные звоночки, которые
оповещают прибытие святого Николая. Возьмите
колокольчики и спойте песню.

Ребенок:

Сел на сани Николай
В шубе, теплых рукавицах,
Ангелочек, погоняй,
Чтоб на землю не свалиться.
Быстро лошади летят
Снег искрит подковами,
Колокольчики бренчат,
Звонкие, веселые. [2]

(Авторский перевод с украинского)

(Дети исполняют песню “В добрый час,
Николай”)

(Мелодия авторская, текст адаптирован
из сборника народных духовных стихов
“Богогласник народа нашего”)
[3]

Ой, кто душой
Николая любит,
Ой, кто крепко
С Николаем дружит,
Тому святый Николай помогае,
В добрый и недобрый час, Николае.

Ой, кто живет
Живет в его дворе,
Ой, кто странник
На земле и море,
Тому святый Николай помогае,
В добрый и недобрый час, Николае.

Ой, кто его
Имя прославляет,
Кто светлое
Имя величает.
Тому святый Николай помогае,
В добрый и недобрый час, Николае.

Василиса: Посмотрите, какая у меня есть
волшебная труба.

(Дети в кругу передают друг другу
“волшебную трубу” и рассказывают о добрых делах
своих друзей)
[1]

Василиса: Как много добрых дел сделали наши
дети. Святой Николай был бы доволен. Какие вы
знаете стихи, пословицы, поговорки о празднике? А
ведь по погоде на зимний Николин день
приметливые наши предки судили о предстоящей
зиме и о будущем лете.

1 ребенок:

На Николу Зимнего первые морозы
Разукрасят инеем ветки на березах.
Заметет дорогу змейкам и пурга,
К нашему порогу принесет снега.

2 ребенок: На Николу иней – урожай сильный.

3 ребенок:

На Николу крепись – хоть разопнись,
После Николы живи, не тужи.

4 ребенок: Хвали зиму после Николина дня.

(Василиса предлагает детям спеть песню.
Исполняется песня “Николай святой, приди”.
Мелодия авторская)

1 куплет.

Целый вечер ныне
У окна сижу,
Потому, что в гости
Николая жду.

Припев:

Николай ты святой
Поскорей приди
Николай ты святой
Поскорей приди

2 куплет.

Слушаюсь я маму,
Помогаю ей,
С добрыми словами,
Обращаюсь к ней.

Припев: тот же.

3 куплет.

Отче Николай,
Всей моей родне
Подари счастливо
Жить на сей земле.

Припев: тот же. [4]

Василиса: На праздниках, на гуляньях в
Николин день затевались веселые игры. Поиграем? (Ответ
детей)

Сначала отгадайте загадку:

Стоят вилы, на вилах – бочка,
На бочке – кочка, что это?

(Достает из корзины куклу – Кострому
(пук соломы, одетый в женский наряд),
отдает девочке)

Девочка:

Кострома, Кострома
Свет – государыня моя
Как тебя мы наряжали,
Лето – осень провожали
Зиму повстречали! [5]

(Дети играют в русскую народную игру
“Кострома”)

Василиса: Молодцы, детушки, порадовали меня. Я
тоже хочу вас одарить. Испекла я из муки нового
урожая медовые пряники “николайчики”, но не
успела украсить. Может быть, вы мне поможете?

(Дети расписывают “николайчики”
глазурью)

Василиса:

Над селом дымки плывут,
Пряники в домах пекут,
Всех гостей вы угостите,
И на танец пригласите!

(Дети преподносят гостям расписные
пряники, предлагая отведать вкусное угощение, и
приглашают на пляску)

(Общий танец “Калинка”)

(Русская народная мелодия)

Василиса: Вот и закончились наши посиделки.

(Дети под музыку покидают зал)

Литература


  1. Заняття 16 Зимовi розваги. Свято святого Миколая.
  2. Заняття “Iде святий Миколай”.
  3. Детский журнал “Свечечка”, 2008 г.
  4. О.Н Антонюк. Комплексное занятие для старших
    дошкольников “В гостях у Ивана да Марьи накануне
    праздника Святого Николая”.
  5. М.Ю. Новицкая “Раз, два, три, четыре, пять, мы идем
    с тобой играть” Русский детский игровой
    фольклор.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Никола 19 декабря праздник что нельзя делать
  • Никола зимний праздник в детском саду
  • Никола зимний поздравления своими словами
  • Никола 19 декабря праздник приметы
  • Никола зимний поздравления с именинами